Даниловские чтения конференция

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и музей

   Десятые Даниловские чтения   13–14 марта 2024

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и музей


Тамаш Петер Кишбали (МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва))
Архитектурные аспекты музеефикации древних памятников в современной Мангалии аннотация
Анна Алексеевна Трофимова (ГЭ (СПб.))
Божественная и необходимая Античность. Итоги реконструкции постоянной экспозиции античного искусства Эрмитажа аннотация
Ирина Викторовна Никулина (ГЭ (СПб.))
Инклюзивные практики в Античных залах Государственного Эрмитажа аннотация
Мария Леонидовна Заворина (ГЭ (СПб.); МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва))
О коллекции этрусских бронзовых зеркал в собрании Государственного Эрмитажа аннотация
Татьяна Валерьевна Егорова (МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)), Денис Валерьевич Журавлев (ГИМ (Москва))
Фрагмент «Короны Осириса» из собрания ГИМ аннотация
Дмитрий Анатольевич Калиничев (ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва))
Уникальные южноиталийские вазы и терракоты в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина (VI-II вв. до н.э.): проблемы реставрации и атрибуции аннотация
Татьяна Анатольевна Ильина (ГМИИ им. А.С. Пушкина; НИЦ «Курчатовский институт» (Москва)), Е.О. Минина, О.С. Синицын, Н.Г. Кравцова. П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, К.М. Подурец, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
Античный водослив в виде головы кабана из ГМИИ им. А.С. Пушкина аннотация
Зоя Владимировна Ханутина (ГМИР (СПб.)), Владимир Андреевич Хршановский (ИА РАН (Москва – СПб.))
Античные геммы из фонда Государственного музея истории религии аннотация
Нина Львовна Кучеревская (ВКИКМЗ (Керчь)), Елена Анатольевна Савостина (МГАХИ им. В.И. Сурикова (Москва))
Античная скульптура в региональных музеях Северного Причерноморья: проекты и перспективы (систематизация, реставрация, экспонирование) аннотация
Екатерина Валерьевна Фокеева (ИА РАН (Москва))
Античные гермы Северного Причерноморья в собраниях российских музеев аннотация
Ольга Юрьевна Соколова (ГЭ (СПб.))
Антропоморфные подвески из раскопок Нимфея в коллекции Государственного Эрмитажа аннотация
Мария Алексеевна Лидова (ИСл РАН (Москва))
Ветхозаветные сюжеты и фигуры ангелов в иконографической программе Муранского диптиха (VI в.) аннотация
Елена Владимировна Степанова (ГЭ (СПб.))
Особенности иконографического репертуара в византийской сфрагистике Х в. (на примере коллекции моливдовулов Государственного Эрмитажа) аннотация
Нада Хелу (Ливанский университет (Бейрут))
O четырех неопубликованных бронзовых крестах-энколпионах, хранящихся в музейных коллекциях в Ливане аннотация
Анна Владимировна Захарова (МГУ им. М.А. Ломоносова; ГИИ (Москва))
О некоторых особенностях константинопольского храма Св. Георгия в Манганах (по фотографиям Н.И. Брунова из собрания ГНИМА имени А.В. Щусева) аннотация
Валерия Зуфаровна Куватова (ИВ РАН (Москва))
Нубийская иконография сцены «Три отрока в пещи огненной» XI-XIV вв. по коллекциям Археологического музея Хартума и Народного музея Варшавы аннотация
Ольга Евгеньевна Этингоф (НИИ РАХ, ИВГИ РГГУ (Москва))
Фрагменты фресок из храма на Протоке раннего XIII в. (?) в Смоленском музее. Новые материалы аннотация
Мария Игоревна Яковлева (ЦМиАР (Москва))
Фрагменты фресок второй четверти XIII в. в собрании Византийского и Христианского музея в Афинах. Сохранность, стиль, мастера аннотация
Иван Антонович Алексеев (Музеи Московского Кремля (Москва))
Икона «Спас на Престоле» из иконостаса Вознесенского Монастыря в собрании Музеев Московского Кремля. К вопросу об атрибуции аннотация
Лилия Михайловна Евсеева (МРИ (Москва))
Из опыта исследования технологии иконописи при изучении иконного собрания ЦМиАР аннотация
Елена Валерьевна Лаврентьева (ГОСНИИР (Москва)), Ирина Фанисовна Кадикова (ГОСНИИР (Москва))
О группе невьянских икон 1780-х гг.: из опыта исследования отдельных мастерских на уральских заводах аннотация
Нана Арменовна Мкртчян (НИУ ВШЭ (Москва))
«Салернский аворий» (XI-XII вв.) из Епархиального музея Сан Маттео в Салерно: проблема реконструкции и экспонирования аннотация
Зотова Елизавета Валентиновна (ОР РГБ (Москва))
«Иностранная» часть рукописного собрания графа Н.П. Румянцева: пути формирования коллекции аннотация
Дарья Анатольевна Серегина (НИУ ВШЭ (Москва))
Иллюминированная псалтирь MS Ashmole 1525 первой четверти XIII в. из собрания Бодлианской библиотеки аннотация
Дарья Александровна Чуркина (МГУ им. М.А. Ломоносова (Москва), Болонский университет (Болонья, Италия))
«Вознесение Христа» последней трети XV в. из епархиального музея Нонантолы: к вопросу об атрибуции аннотация
Ольга Алексеевна Назарова (НИУ ВШЭ (Москва))
«Трактат о живописи» Леонардо да Винчи: рукопись Ватиканской библиотеки, особенности русского перевода, первых изданий и дальнейшей издательской судьбы аннотация
Андрей Леонидович Близнюков (Академия Изящных Искусств (Фрозиноне))
Два дополнения к каталогу Кавалера д?Арпино: Кающийся святой Иероним из частной коллекции и Голова Иоанна Крестителя из Пинакотеки Капуцинов в Вольтаджо аннотация
Дарья Евгеньевна Курдюкова (ГИТИС (Москва))
Несколько мыслей о картине «Шествие на Голгофу» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, приписываемой последователю Иоахима Патинира аннотация
Михаил Анатольевич Рогов (Центр иконографических и визуальных исследований (ЦИВИС (CIVIS); ГУ «Дубна»); РАНХиГС (Москва))
Horror vacui в кабинете коллекционера или эмблематический замысел? Иконография «Мышеловки» Клода Меллана и антверпенские любовные эмблемы аннотация
Античность – Средневековье – Ренессанс. Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой

   Девятые Даниловские чтения   9–11 марта 2022

Античность – Средневековье – Ренессанс. Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой

Оргкомитет: О.Е. Этингоф, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, Н.Ю. Костенко, Е.Е. Жигарина

С.Д. Серебряный (ИВГИ РГГУ), О.Б. Малинковская (ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Из воспоминаний о И.Е. Даниловой
М.Н. Ненахова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
О семантике клазоменских саркофагов-ванн периода архаики аннотация
А.Е. Хозикова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Дельфийская метопа с конем и всадником: мотив укрощения, его истоки и значение в искусстве классической Греции аннотация
Д.А. Калиничев (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Южноиталийские терракоты в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина: проблемы реставрации и атрибуции аннотация
Т.П. Кишбали (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
«Игра природы»: раковина как пластический мотив в античном искусстве аннотация
А.А. Корзун (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Сцена купания младенца Диониса в декорации театров Малой Азии: истоки иконографии и римский контекст аннотация
В.С. Сусленков (Москва, ПСТГУ)
Мозаики виллы Амазонок из Халеплыбахче (Шанлыурфа, Турция): новооткрытый ансамбль VI в. с языческими сюжетами аннотация
Тугушева О.В. (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Мастерская мастера Йены. Новые материалы аннотация
Н.А. Налимова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Тема границ и мотив героона в эллинистической погребальной живописи Македонии и Боспора аннотация
Т.В. Егорова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова), Т.А. Ильина (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), С.М. Ильяшенко (Москва, ИА РАН)
Об одном уникальном сосуде из раскопок усадьбы «Воскресенское 2» аннотация
Е.В. Фокеева (Москва, ИА РАН)
Терракотовые гермы из мастерских Горгиппии аннотация
Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ им. В.И. Сурикова)
«Поверил я алгеброй гармонию…» об одном удивительном изделии греческих мастеров: шедевр? аннотация
В.А. Хршановский (СПб., ИА РАН)
Боспорский город Китей в эпоху великого переселения народов (по материалам археологических раскопок 1992-2021 гг.) аннотация
В.З. Куватова (Москва, ИВ РАН)
Орнаментальный декор раннехристианского мавзолея «капелла Исхода»: функции, коннотации, примерная датировка аннотация
Е. Ю. Ендольцева (Москва, ИВ РАН)
Орнаменты-розетки в христианском искусстве на Кавказе (архитектурная пластика) в эпоху Средневековья: истоки и значение мотива аннотация
Н. Хелу (Бейрут, Ливанский университет)
Раннехристианская мозаика церкви Св. Христофора из Кабр Хирам (Ливан – Париж, Лувр). Вопросы стиля аннотация
М.А. Лидова (Новосибирск, РАН)
Росписи времени Адриана I (772-795) в церкви Санта Мария Антиква в Риме аннотация
А.В. Захарова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГИИ)
Фрески первого слоя в церкви Св. Стефана в Касторье и их место в византийской монументальной живописи Македонского периода аннотация
И.А. Алексеев (Москва, Музеи Московского Кремля, РАЖВиЗ)
Роспись апсиды капеллы над южным алтарем Охридской Софии. Вопросы датировки аннотация
М.И. Яковлева (Москва, ЦМиАР)
Росписи первой трети XIII в. в старой митрополии в Верии: состав, художественные особенности, происхождение мастеров аннотация
Э.С. Смирнова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГИИ)
О книге И.Е. Даниловой о фресках Ферапонтова монастыря
О.Е. Этингоф (ИВГИ РГГУ, НИИ РАХ)
Вновь о росписях церкви Св. Георгия в старой Ладоге аннотация
И.А. Шалина (СПб., ГРМ)
Икона Богоматери Умиления из Белозерска в контексте русской живописи второй четверти XIII в. аннотация
Л.М. Евсеева (Москва, МРИ)
Икона «Богоматерь Умиление» XIII в. из Белоозеро как памятник ростовской художественной культуры аннотация
И.А. Стерлигова (Москва, ГИИ)
Драгоценности Старорязанского клада 1822 г. в западноевропейском контексте аннотация
А.А. Слапиня (Москва, МРИ)
Плеть с Владычного двора Новгорода: попытка интерпретации аннотация
В.В. Игошев (Москва, ГосНИИР)
Серебряные раки для мощей Святой Екатерины Александрийской и Святой княгини Анны Кашинской: к вопросу о типологии и технике изготовления древнерусских драгоценных саркофагов с горельефными образами на крышке аннотация
Е.В. Лаврентьева (Москва, ГосНИИР), И.Ф. Кадикова (Москва, ГосНИИР)
Невьянские иконы второй половины XVIII в. предварительные заметки о крупнейших коллекциях, выдающихся памятниках и их технико-технологических особенностях аннотация
К.Л. Лукичева (Москва, НИИ РАХ)
К вопросу о дискуссии по поводу романской скульптуры Бургундии аннотация
М.А. Рогов (Москва, РАНХиГС, СПбГАИЖСА им. И. Репина)
Цикл «Зерцало человеческого спасения» в монументальной живописи восточной Пруссии аннотация
Е.В. Зотова (Москва, РГБ)
Мастерицы книжного искусства (по материалам позднесредневековых немецких рукописей из собрания РГБ) аннотация
П.А. Алешин (Москва, Музеи Московского Кремля)
Ut pictura posis: образ творчества Симоне Мартини в поэме Марио Луци «Земное и небесное странствие Симоне мартини» аннотация
А.В. Пожидаева (Москва, ВШЭ)
Образ Гериона в иллюстрациях к «Божественной комедии» в итальянских рукописях XIV – XV вв.: иконографические истоки и трансформации аннотация
М.А. Лопухова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
«Аллегория музыки» Филиппино Липпи из картинной галереи в Берлине: к генеалогии образа аннотация
Е.И. Тараканова (Москва, НИИ РАХ)
Декорация сакристии Сан Марко в базилике Санта Каза в Лорето: структура, архитектурные аналогии, особенности восприятия зрителем аннотация
О.С. Смаголь (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Зооморфный и антропоморфный монументальный скульптурный декор палаццо Эмилии-Романьи в XV в. (на примере дворца Подеста в Болонье) аннотация
Р.Р. Холев (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГТГ)
«Три гиганта» на площади Синьории: республиканские и монархические символы на службе у герцога Козимо I Медичи аннотация
С.С. Ванеян (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИИ РАХ, ГИИ)
Иконология – техника монтажа? Уильям Хекшер и «Генезис иконологии» (1964) аннотация
О.А. Назарова (Москва, НИУ ВШЭ), Р.Р. Гайнуллина (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Доменико Пулиго, Барбара Салютати и «Портрет в образе» в Италии начала XVI в.: case study аннотация
Ю.Ю. Карпенкова (Москва, НИУ ВШЭ), О.А. Назарова (Москва, НИУ ВШЭ)
К вопросу о новом аллегорическом прочтении картины Джованни Кариани «Искушение» аннотация
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. Памятник в контексте эпохи

   Восьмые Даниловские чтения   10–12 марта 2021

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура. Памятник в контексте эпохи

Оргкомитет: Е.Е. Жигарина, Н.Ю. Костенко, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, О.Е. Этингоф

М.Т. Майстровская (Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, НИИ РАХ)
Из воспоминаний о И.Е. Даниловой
С.Е. Малых (Москва, ИВ РАН)
Египетская керамика в Нубии: новатор или поработитель? аннотация
В.З. Куватова (Москва, ИВ РАН)
Иконографические и семантические принципы построения живописных программ гробниц птолемеевского периода в Египте аннотация
Д.А. Калиничев (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина)
«Звездный бык» в искусстве древности: жертвоприношение животного в контексте представлений о созвездиях аннотация
Т.П. Кишбали (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)
«Хароний» в Антиохии. Проблемы интерпретации аннотация
В.А. Горончаровский (СПб., ИИМК РАН), Т.С. Тихонова (Анапа - Краснодар, ООО «Кубаньархеология»)
Посвятительный рельеф с изображением Кибелы, Гермеса и Гекаты из раскопок Горгиппии в 2020 г. аннотация
Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ им. В.И. Сурикова), Т.С. Тихонова (Анапа - Краснодар, ООО «Кубаньархеология»)
Мастерская Коропласта в древнегреческой горгиппии: о производстве и продукции аннотация
В.А. Хршановский (СПб., ИА РАН)
Терракотовые статуэтки из юго-западного участка некрополя Китея аннотация
Т.А. Ильина (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), М.Б. Муратова (Нью-Йорк, Музей Метрополитен)
Большие терракоты I в. до н.э. из Керчи и её окрестностей аннотация
Т.В. Егорова (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)
Орнаменты на чернолаковой керамике из подводных исследований у мыса Ак-Бурун аннотация
М.А. Лидова (Оксфорд, Колледж Вульфсон)
Декорация оратория св. Венанция при Латеранском баптистерии аннотация
К.С. Тупицына (Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова)
Иконографические особенности композиции вознесения в куполе собора св. Софии в Фессалонике. Предварительные замечания аннотация
И.А. Алексеев (Москва, Музеи Московского Кремля, РАЖВиЗ)
Роспись капеллы над южным алтарем церкви святой Софии в Охриде. Проблемы типологизации византийских циклов апостольских страданий аннотация
Д.А. Скобцова (Москва, МНРХУ)
К вопросу о соотношении основного ансамбля росписи и фресок юго-западной капеллы на хорах Спасской церкви в Полоцке аннотация
О.Е. Этингоф (Москва, ИВГИ им. Е.М. Мелетинского РГГУ, НИИ РАХ)
«Христос вседержитель» XIII в. из собрания ЦМиАР в контексте греко-русских связей аннотация
Л.М. Евсеева (Москва, МРИ)
«Христос вседержитель» XIII в. из собрания ЦМиАР в контексте художественной культуры древнего Ростова аннотация
М.И. Яковлева (Москва, ЦМиАР)
О некоторых реминисценциях палеологовского стиля в русском изобразительном искусстве XVI в. аннотация
В.Г. Ченцова (Париж, ассоцированный сотрудник UMR 8167 «Восток и Средиземноморье»)
Церковь Спаса на Берестове в Киеве и ее румынские «сестры». Еще раз о фреске «Дар Петра Могилы» аннотация
Ю.В. Ратомская (Москва, ГНИМА им. А.В. Щусева)
К вопросу об изображении ктиторов в росписи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря в Калязине 1654 г. аннотация
П.В. Западалова (СПб., ГРМ)
Икона царского иконописца Прокопия Чирина "Святые Димитрий и Роман Угличские" из собрания Русского музея: о роли образца в искусстве XVII в. аннотация
И.А. Стерлигова (Москва, ГИИ)
Малоизвестные примеры русско-западноевропейских связей в торевтике XII — XIII вв. аннотация
А.М. Манукян (Москва, МРИ)
О символической роли тканей и одежд в сюжетных циклах западных и южных врат собора Рождества Богоматери в Суздале аннотация
В.В. Игошев (Москва, ГосНИИР, ЦМиАР)
Псковские оклады Евангелий XIV-XVII вв. аннотация
С.С. Ванеян (Москва, МГУ, НИИ РАХ, ГИИ)
Мистерии византинизма: игровые аспекты восточно-христианского литургического опыта аннотация
А.В. Пожидаева (Москва, ВШЭ)
Визуализация образа «птицы, собирающей птенцов под крылья» (Мф.23:37-38) в западнохристианском искусстве аннотация
К.Л. Лукичева (Москва, НИИ РАХ)
Проблема нарратива в скульптурных композициях порталов южнонемецких церквей готической эпохи (XIII-XIV вв.) аннотация
Е.В. Зотова (Москва, РГБ ОР)
Особенности бытования средневековых рукописных иллюминированных миссалов аннотация
О.А. Назарова (Москва, ВШЭ)
Интеграция многофигурных повествовательных сцен и структурные трансформации в итальянском алтарном полиптихе XIV– XV вв. аннотация
Е.И. Тараканова (Москва, НИИ РАХ)
Ансамбль капеллы Сикста IV в старой базилике Сан Пьетро в Риме аннотация
Р.И. Мусина (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)
К истории атрибуции четырёх профильных женских портретов: от Пьеро делла Франческа до Пьеро дель Поллайоло аннотация
М.А. Лопухова (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)
Провинциальная живопись Тосканы в первой трети XVI в.: случай Агостино Марти аннотация
Д.Д. Харман (ЦВИСНВ РГГУ)
«Ведьма» альбрехта дюрера (ок. 1500 г.) в контексте позднесредневекового понимания старости аннотация
Н.Ю. Маркова (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Рисунок Мартена де Воса «Отшельник» в контексте интереса к теме отшельничества и уединения в европейской культуре в конце XVI в. аннотация
М.Т. Майстровская (Москва, МГХПА им. С.Г. Строганова, НИИ РАХ)
Западноевропейские кабинеты XVI – XVII вв. – как шедевры мебельного искусства (функция, форма, декорация) аннотация
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

   Седьмые Даниловские чтения   11–12 марта 2020

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

Оргкомитет: Е.Е. Жигарина, Н.Ю. Костенко, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, О.Е. Этингоф

Д.А. Калиничев (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Кипрские кольцевидные керносы с пластическим декором (1800-750 до н.э.): эволюция формы и образов аннотация
Н.А. Налимова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Фриз с воинами из Созополя: стиль, иконография, художественный контекст аннотация
Т.П. Кишбали (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова)
Семантика двуликих изображений в греческом искусстве VI-IV вв. до н.э. аннотация
А.А. Корзун (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Образ головы-маски в искусстве доримской Фракии аннотация
С.Е. Малых (Москва, ИВ РАН)
Штампы-пальметты на древнеегипетской керамике: эллинистическая эпоха в восточной материальной культуре аннотация
Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ им. В.И. Сурикова)
Об античной монументальной живописи на Юге России: судьба памятников и задачи их изучения аннотация
Т.А. Ильина (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), М.Б. Муратова (Нью-Йорк, Музей Метрополитен), С.В. Ольховский (Москва, ИА РАН), А.В. Смокотина
Терракотовая голова с мыса Ак-Бурун. Методы исследования и первые результаты аннотация
Т.В. Егорова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Керамика с росписью в стиле «West Slope» из Танаиса аннотация
А.Д. Дождева (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова)
Сакрализация частной архитектуры: вилла Помпея в Альбано, вилла Цезаря на озере Неми, вилла Ливии в Прима Порта аннотация
В.А. Хршановский (СПб., Москва, ИА РАН)
Перстень с христианской символикой из позднеантичной тризны (к интерпретации одной археологической находки) аннотация
С.С. Ванеян (Москва, МГУ, ГИИ, НИИ РАХ)
Раннефеноменологическое архитектуроведение о раннехристианском зодчестве (Август Шмарзов) аннотация
А.В. Пожидаева (Москва, ВШЭ)
Генезис лорда Коттона как протограф ветхозаветных циклов IX-XIII веков: историография вопроса аннотация
М.А. Лидова (Оксфорд)
Диптих из Мурано – византийский оклад VI в. аннотация
И.А. Алексеев (Москва, Музеи Московского Кремля, РАЖВиЗ)
Роспись капеллы над южным алтарём собора Святой Софии в Охриде. Проблема единовременности создания. аннотация
П.В. Западалова (СПб., ГРМ)
Мастера Оружейной палаты и организация иконописных работ в 1671 г. аннотация
Л.М. Евсеева (Москва, ЦМиАР)
Стиль мозаик Монреале (1180-е гг.) и его источники аннотация
М.И. Яковлева (Москва, ЦМиАР)
Миниатюрные мозаичные иконы третьей четверти XIII в. в контексте «lingua franca» изобразительных искусств восточного Средиземноморья аннотация
О.Е. Этингоф (Москва, ИВГИ РГГУ, НИИ РАХ)
Фотография утраченной синайской иконы из архива М.В. Алпатова аннотация
К.Л. Лукичева (Москва, НИИ РАХ)
Образ Agnus Dei в романских порталах севера Испании аннотация
Е.В. Зотова (Москва, РГБ)
«Кодекс ризничего Конрада» и образы власти в немецкой книжной миниатюре времени Фридриха Барбароссы аннотация
В.З. Куватова (Москва, ИВ РАН)
Западноевропейские векторы влияния на эфиопскую иконографию Ада аннотация
А.Г. Барков (Москва, Музеи Московского Кремля)
Некоторые размышления о времени создания «гробной доски» с образом св. Димитрия Солунского аннотация
А.А. Слапиня (Москва, МРИ)
Новгородские гусли XII в. с зооморфным декором: западноевропейские аналогии и возможный символический смысл аннотация
В.В. Игошев (Москва, ГосНИИР, ЦМиАР)
Серебряный басменный оклад Евангелия из Сольвычегодского Благовещенского собора и аналогичные произведения работы строгановских мастеров аннотация
В.М. Габович (Università degli studi di Firenze)
Архитектура в живописи: пределлы сиенских полиптихов XV в. аннотация
О. А. Назарова (НИУ ВШЭ, РГГУ)
Polyptych Survival: Итальянский полиптих на рубеже XV и XVI вв. аннотация
М. Г. Пивень (Москва, РГГУ, НИИ РАХ)
Манускрипты «Хроники в картинах» (XV в.): исторический контекст и образная специфика аннотация
Е.И. Тараканова (Москва, НИИ РАХ)
Деревянное «Распятие» работы Филиппо Брунеллески и фреска Мазаччо «Троица» аннотация
Д. Д. Харман (РГГУ), В. А. Косякова
Гентский алтарь братьев Ван Эйк: история создания, изучения и реставрации аннотация
М.Т. Майстровская (Москва, НИИ РАХ)
Западноевропейские кабинеты XVI – XVII вв. как шедевры мебельного искусства (функция, форма, декорация) аннотация
М.Т. Майстровская (Москва, НИИ РАХ)
Из воспоминаний о И.Е. Даниловой
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

   Шестые Даниловские чтения   13–14 марта 2019

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

Оргкомитет: Е.Е. Жигарина, Н.Ю. Костенко, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, О.Е. Этингоф

Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ)
Вступительное слово. И.Е. Данилова и рельеф со сценой сражения
Д.А. Калиничев (Москва, ГМИИ)
Кипрские сцены со сфинксами у Мирового древа: композиционная и образная специфика аннотация
А.А. Корзун (Москва, МГУ)
Миф о Ликурге в рельефном цикле театра в Филиппах. Проблема прочтения и интерпретации аннотация
Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ)
«Большой стиль» в искусстве Боспора: свидетельства, истоки и развитие аннотация
О.Ю. Соколова (СПб., ГЭ)
Бронзовые фибулы из раскопок Нимфея в собрании ГЭ аннотация
С.Е. Малых (Москва, ИВ РАН)
«Барботины» Римского Египта: импорт или имитация? аннотация
О.В. Потокина (Москва, НИИ РАХ)
Об одном иконографическом типе образа орла на рубеже древности и Средневековья аннотация
С.С. Ванеян (Москва, МГУ)
Апокалипсис Иоанна: архитектурный символизм и парадоксы визуальной экзегезы аннотация
М.А. Лидова (Оксфорд)
Тема Благовещения в раннехристианском искусстве аннотация
О.Е. Этингоф (Москва, НИИ РАХ, ИВГИ РГГУ)
К атрибуции мозаики «Богоматерь» из Музео Чивико Медиевале в Болонье аннотация
Л.М. Евсеева (Москва, ЦМиАР)
«Премудрость Божия» в мозаиках Монреале. 1180-е годы аннотация
Н.В. Бартельс (Москва, НИИ РАХ)
Некоторые иконографические особенности росписей церкви сирийского монастыря Дейр Мар Муса аль-Хабаши аннотация
М.И. Яковлева (Москва, ЦМиАР)
Мозаики Мессины XIII – XIV веков, их стилистические особенности и место в искусстве раннепалеологовского периода аннотация
В.З. Куватова (Москва, ИВ РАН)
К вопросу об эволюции иконографического типа Ветхого денми в эфиопской живописи XVII-XVIII веков аннотация
М.С. Гладкая (Владимир, независимый исследователь)
О датировке фигур сидящих святых во фризе Дмитриевского собора во Владимире аннотация
А.М. Манукян (Москва, МРИ)
Образы святителей на нащельнике западных врат собора Рождества Богоматери в Суздале аннотация
А.А. Слапиня (Москва, МРИ, ГИИ)
Царь Давид и древнерусские скоморохи: археологические предметы XIV-XV веков с изображениями гусляров аннотация
Ю.В. Ратомская (Москва, ГНИМА)
Собор Спаса на Бору по материалам обмеров архитектора-реставратора П.И. Максимова аннотация
П.В. Западалова (СПб, ГРМ)
Образ Премудрости Божией на царских дверях: символическое значение и опыт классификации произведений аннотация
А.Г. Барков (Москва, Музеи Московского Кремля)
Икона св. Бориса и Глеба из Успенского собора Московского Кремля. Эхо домонгольского искусства в живописи конца ХVII - начала XVIII веков аннотация
К.Л. Лукичева (Москва, НИИ РАХ)
Григорианская реформа и процессы становления, распространения и унификации романского стиля аннотация
А.В. Пожидаева (Москва, ВШЭ)
Способы копирования и цитирования в производстве западноевропейской книжной миниатюры IX-XII веков: опыт классификации аннотация
Е.В. Зотова (Москва, ОР РГБ)
Историзованные инициалы к прологам Иеронима в иллюминированных Библиях XII-XIII веков аннотация
А.Б. Герштейн (Москва, ИВИ РАН)
«Осмеяние Христа» как сюжет для средневековой площадной сцены аннотация
С.И. Лучицкая (Москва, ИВИ РАН)
Магомет в аду: фрески Страшного суда Кампо-Санто в Пизе аннотация
О.А. Назарова (Москва, ВШЭ, ФИИ РГГУ)
Различные способы бытования житийного образа и культ святых в Италии XIII-XV веков аннотация
Е.И. Тараканова (Москва, НИИ РАХ)
Автопортреты Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов во флорентийском палаццо Медичи аннотация
Д.Д. Колпашникова (Москва, музей-заповедник «Царицыно»)
Сассетта и его мастерская: подражатели, копиисты, соратники аннотация
М.В. Дунина (Москва, ГМИИ)
Римская мастерская Джироламо Муциано: на стыке коллективного и индивидуального творчества аннотация
А.И. Иваницкий (Москва, ИВГИ РГГУ)
«Дунайская школа» немецкой живописи первой трети XVI века: о роли и смысле эзотерической составляющей аннотация
Н.А. Истомина (Москва, ГМИИ, ФИИ РГГУ)
Иллюзия и реальность в портретах Георга Пенца аннотация
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

   Пятые Даниловские чтения   14–15 марта 2018

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

Оргкомитет: Е.Е. Жигарина, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, О.Е. Этингоф

Д.А. Калиничев (Москва)
Метаморфозы образов-знаков в кипрской расписной керамике: от бронзового века к архаике. (1800-600 гг. до н.э.) аннотация
О.В. Тугушева (Москва, ГМИИ)
Мастер и ученик: фрагмент краснофигурного килика из раскопок Пантикапея аннотация
Т.В. Егорова (Москва, МГУ)
Пальметты в штампованных орнаментах на чернолаковой керамике из раскопок Пантикапея аннотация
В.А. Хршановский (Москва, ИА РАН)
Расписная и рельефная керамика из позднеантичных поминальных комплексов некрополя Китея аннотация
С.Е. Малых (Москва, ИВ РАН)
Эллинизм в верховьях Нила: особенности внешних воздействий на Мероитское гончарство и художественную культуру аннотация
Н.А. Налимова (Москва, МГУ)
Саркофаг А из гробницы 128 западного некрополя в Китионе. к вопросу о датировке, иконографии и стиле росписей аннотация
Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ)
Новое звено в «малоазийской серии» эпохи Митридата Евпатора: голова статуи из Пантикапея (гэ. пан. 740) аннотация
Е.В. Фокеева (Москва, ИА РАН)
Особенности иконографии и семантики терракотовых герм эпохи эллинизма аннотация
Т.А. Ильина (Москва, ГМИИ)
Юноши с петухами: кем были и как выглядели персонажи классической Греции? аннотация
А.В. Пожидаева (Москва, ВШЭ)
Иконография Тьмы: плакальщица и скованный раб. о происхождении и взаимовлиянии схем аннотация
К.Л. Лукичева (Москва, НИИ РАХ)
Тимпаны церквей San Nicol?s de Tudela и Santo Domingo de Soria и развитие одного испанского иконографического мотива в XII–XIII вв. аннотация
Д.Д. Харман (Москва, независимый исследователь)
Загадочные полосы: одеяния евреев в «иудейском жертвоприношении» мастера сбора манны (ок. 1460–1470 гг.) аннотация
Л.М. Евсеева (Москва, ЦМиАР)
Евангельский цикл в мозаиках Монреале (1180-е гг.) аннотация
М.И. Яковлева (Москва, ЦМиАР)
О некоторых приемах моделировки ликов в монументальных и портативных мозаиках раннепалеологовской эпохи аннотация
В.З. Куватова (Москва, ИВ РАН)
К вопросу об атрибуции эфиопской иконы-складня из коллекции музея русской иконы аннотация
Н.Н. Точилова (СПб, СПбУТУиЭ), А.А. Слапиня (Москва, ГИИ, Музей русской иконы)
Предроманский импульс в искусстве древнего Новгорода XI в.: к вопросу об интерпретации декора «колонн дубовой Софии» аннотация
В.В. Игошев (Москва, ГосНИИР, ЦМиАР)
Своеобразие технологических приемов в произведениях древнерусских мастеров золотого и серебряного дела XI–XIV вв. аннотация
М.С. Гладкая (Владимир, независимый исследователь)
Идентификация образов фигурного фриза Дмитриевского собора во Владимире аннотация
О.Е. Этингоф (Москва, ИВГИ РГГУ, НИИ РАХ)
Забытые киевские фрески конца XI в. (?) фрагменты из раскопок М.К. Каргера руин храма в усадьбе художественного института аннотация
Т.А. Ромашкевич (Новгород, НГОМЗ)
Фрагменты росписи церкви Благовещения на Городище в Новгороде по материалам раскопок М.К. Каргера 1966-1970 гг. аннотация
Д.А. Скобцова (Москва, МНРХУ)
Новые данные о фресках Успенского собора на Городке в Звенигороде аннотация
Ю.В. Ратомская (Москва, ГНИМА)
Столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи Спас-Евфимиева монастыря в Суздале: центричность и функция в эпоху Ивана IV аннотация
И.Л. Кызласова (Москва, независимый исследователь)
Новые материалы из архива проф. А.И. Некрасова (1885–1950) аннотация
О.А. Назарова (Москва, ВШЭ, ФИИ РГГУ)
Ранний итальянский полиптих и молитвенные практики нищенствующих орденов аннотация
Е.И. Тараканова (Москва, НИИ РАХ)
Капелла Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио во Флоренции: на стыке личного и общественного аннотация
М.А. Лопухова (Москва, МГУ)
Между Римом и Луккой: фантастическая античность Микеле Анджело ди Пьетро Мембрини аннотация
Н.В. Проказина (Москва, ГИИ)
За поколение до Караваджо: о некоторых особенностях искусства живописи позднего Ренессанса аннотация
А.И. Иваницкий (Москва, ИВГИ РГГУ)
Гравюры Дюрера: о возможных подоплеках «готической» составляющей аннотация
Н.А. Истомина (Москва, ФИИ РГГУ, ГМИИ)
Портреты императора Карла V Габсбурга в Германии: особенности заказа и исполнения аннотация
М.Э. Дмитриева (Лейпциг, Leibniz-Institut (GWZO))
Триумф(ы) маньеризма. эфемерная архитектура в центральной Европе аннотация
Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ)
Из воспоминаний о И Е. Даниловой
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

   Четвертые Даниловские чтения   14–15 марта 2017

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

Оргкомитет: Е.Е. Жигарина, О.А. Назарова, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, О.Е. Этингоф

текст М.Н. Соколова
Из воспоминаний о И.Е. Даниловой

Презентация книги Е.А. Савостиной: Всесильный случай. Великие моменты в греческой археологии. М., БуксМарт, 2016
С.Е. Малых (ИВ РАН)
Египетское влияние на форму и декор мероитской керамики (по материалам раскопок в Абу Эртейле, Судан)
Н.А. Налимова (МГУ)
Кентавры, амазонки и колесницы. Несколько замечаний о трех фризах Мавзолея в Галикарнасе 
Е.В. Фокеева (ФИИ РГГУ, ИА РАН)
Особенности иконографии и стиля античных герм-полуфигур
Д.А. Калиничев (ГМИИ)
Античные фигурные сосуды в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина: восстановление и атрибуция
Т.В. Егорова (МГУ)
Штампованные пальметты в орнаментации чернолаковой керамики V-II вв. до н.э. (по материалам раскопок Пантикапея)
Е.А. Попова (МГУ)
О семантике орнаментов позднескифских лепных курильниц Крыма
В.А. Хршановский (независимый исследователь, СПб)
Тризна на грунтовых некрополях Боспора (по материалам некрополей Илурата и Китея)
Е.А. Савостина (ФИИ РГГУ))
К вопросу выявления художественных традиций в работах греческих златокузнецов из Северного Причерноморья
О.Ю. Соколова (ГЭ, СПб)
О косторезном ремесле в Нимфее
В.З. Куватова (ИВГИ РГГУ)
Источники происхождения иконографии пророка Ионы под тыквенной лозой
А.В. Пожидаева (ВШЭ)
Сотворение мира в живописи Рима и Лация XI–XIII вв.
Л.М. Евсеева (ЦМиАР)
Цикл Чудес Христовых в мозаиках Монреале. 1180-е гг.
К.Л. Лукичева (НИИ РАХ)
К историографии Страшного суда: проблемы «двух Судов» и «композитного»
С.В. Цымбал (независимый исследователь, Москва)
Скульптурный декор церкви Богоматери Паригоритиссы в Арте. Стилистические и иконографические особенности и параллели
М.И. Яковлева (ЦМиАР)
Влияние перегородчатых эмалей на художественный язык миниатюрных мозаичных икон раннепалеологовского периода
А.Г. Барков (музей «Московский Кремль»)
Ещё раз о портретах исторических персон на «большом» саккосе митрополита Фотия
О.Е. Этингоф (ИВГИ РГГУ, НИИ РАХ)
Новые данные о фресках наоса Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде
Т.К. Федоренко (АО «МНРХУ»)
К вопросу о поновлении росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде
Д.А. Скобцова (АО «МНРХУ»)
Роспись южной капеллы на хорах полоцкой Спасской церкви. Историография и проблемы методологии
Ю.В. Ратомская (ГНИМА)
Древнерусские белокаменные и керамические  фрагменты архитектурного декора XV–XVI вв. из ГНИМА им. А.В. Щусева. Проблемы атрибуции
П.В. Западалова (Русский музей, СПб)
Икона Симона Ушакова «Спас Вседержитель» из собрания Русского музея 
О.А. Назарова (ФИИ РГГУ)
Нарративное и догматическое в итальянской живописи на досках XIII–XIV вв.
П.А. Алешин (БРЭ)
«Ты, кто искусством победил природу…». Художник в Италии эпохи Возрождения: социальный статус и самосознание
М.А. Лопухова (МГУ)
Классицизм как архаизм: мастерская Мацциере и флорентийская живопись начала XVI в.
А.Ф. Эсоно (РНБ, СПб)
Альбрехт Дюрер: между Ренессансом и барокко. Эволюция теоретических взглядов
И.В. Ершова (ИФИ РГГУ)
Наука фехтования в ренессансных декорациях: locus amoenus в «Философии оружия» Херонимо де Карранса
А.И. Иваницкий (ИВГИ РГГУ)
Концепт «Возрождение» в художественных воззрениях немецких романтиков: соотношение эстетической и философской составляющих
С.С. Ванеян (МГУ)
Отто фон Зимсон и мистерии сакрального геометризма

Презентация книги С.И. Козловой: Приют нимф и полубогов. Сады Италии эпохи Ренессанса. М., Галарт, 2017
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

   Третьи Даниловские чтения   16–17 марта 2016

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура


Отчет
Е.А. Савостина (ФИИ РГГУ)
Вступительное слово
Н.В. Александрова (ГМИИ)
Первые археологические экспедиции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фанагория. 1927-1930 гг.
Е.А. Попова (МГУ)
К вопросу об эллинизации позднескифского населения Северо-Западного Крыма
В.А. Хршановский (независимый исследователь,СПб)
Илуратский барельеф: новый контекст – новые версии (к 30-летию находки на Илуратском плато)
О.В. Тугушева (ГМИИ)
Восточно-греческие «чаши с глазами» (по материалам раскопок Пантикапея 2011-2015 гг.)
Т.В. Егорова (МГУ)
Чернолаковая керамика с накладным орнаментом из раскопок Пантикапея
Д.А. Калиничев (ГМИИ)
Вазы с протомами быков из Мариона в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина
Е.В. Фокеева (ФИИ РГГУ)
Сцены почитания герм в греческой вазописи: проблема интерпретации
Т.А.Ильина (ГМИИ)
Естественно-научные методы и проблемы атрибуции, датировки, производства и определения подлинности терракот
Е.А. Савостина (ФИИ РГГУ), О.Ю. Соколова (ГЭ, СПб)
Фрагменты ионического фриза из Нимфея. Проблема атрибуции
А.Н. Грешных (ФИИ РГГУ)
Архитектурное и сакральное пространство римского жилого дома III в. до н.э. – I в.н.э.: семантика планировки и декора
Б.М. Соколов (ФИИ РГГУ)
«Мавзолей, в котором испытываешь соблазн быть похороненным заживо»: темы классической и национальной древности в парке имения Замок Ховард (Castle Howard, 1710-1740-е гг.)
Ю.В. Ратомская (ФИИ РГГУ/МУАР)
О возможном прототипе скульптуры «Екатерина Великая» И.П. Мартоса из здания Московского Благородного собрания в Охотном ряду
В.З. Куватова (ФИИ РГГУ)
Живопись капеллы Исхода раннехристианского некрополя Эль-Багават (Египет): влияние богословских традиций монастырей святого Шенуте
А.В. Пожидаева (ФИИ РГГУ, ВШЭ)
Некоторые иконографические особенности фресок «Крипты Грехопадения» в Матере
Д.Д. Харман (независимый исследователь, Москва)
Сирены и кентаврессы, кормящие грудью: значение мотива в романском искусстве
К.Л. Лукичева (ФИИ РГГУ)
Тимпаны с изображением Маэсты второй половины XII–XIII вв.
И.А. Орецкая (ГИИ)
Византийские черты в росписях церкви Сант Анджело ин Формис. Предварительные замечания
Л.М. Евсеева (ЦМиАР)
Иерусалим как Рим в мозаиках Монреале (1180-е гг.)
С.В. Цымбал (ФИИ РГГУ)
Стилистические особенности мозаик церкви Панагии Паригоритиссы в Арте
М.И. Яковлева (ФИИ РГГУ)
К вопросу о регионах производства миниатюрных мозаичных икон в раннепалеологовский период
Ю.В. Ратомская (ФИИ РГГУ/МУАР)
К вопросу о нишах в фасадной декорации древнерусских храмов
А.А. Слапиня (ГИИ), Н.Н. Точилова (ЭКИДА, СПб)
Малоизвестный костяной предмет с изображением оленя из Старой Ладоги
Д.А. Скобцова (АО «МНРХУ»)
Изображение «Страшного суда» в росписи Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева монастыря в Полоцке
А.Г. Барков (музей «Московский Кремль»)
Икона Св. Сергия Радонежского с житием из Успенского собора Московского Кремля. О соотношении текста и клейм жития
О.А. Назарова (ФИИ РГГУ)
Итальянский алтарный образ XIV – начала XV вв. как средство демонстрации идентичностей
И.А. Журавлева (РИУНЦ РГГУ)
Венецианские художники Ренессанса глазами современников
А.Н. Баранов (ГМИИ/Музейный центр РГГУ)
О некоторых особенностях композиции «Страшного суда» Микеланджело
Н.В. Проказина (ФИИ РГГУ)
Пространственные структуры Луки Камбьязо (1527–1585)
А.И. Иваницкий (ИВГИ РГГУ)
Портретная живопись Альбрехта Дюрера: роль и место итальянской составляющей
О.Е. Русинова (Европейский ун-т, СПб/ВШЭ)
Темы и персонажи Трактата о портрете Франсишку де Оланды (1549)
С.С. Ванеян (МГУ/НИЯУ МИФИ)
Вильгельм Воррингер: вчувствование, абстракция, архитектура
Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура

   Вторые Даниловские чтения   11–12 марта 2015

Античность – Средневековье – Ренессанс. Искусство и культура


О.Е. Этингоф (ИВРАН/ФИИ РГГУ)
Вступительное слово
Л.И. Акимова (ГМИИ)
Московская амфора мастера Дария: к проблеме семантики
Д.А. Калиничев (ГМИИ)
Вазы с хоэфорами из Мариона в собрании ГМИИ
Т.В. Егорова (МГУ)
Чернолаковая керамика со штампованным орнаментом из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина (раскопки Пантикапея)
А.Н. Грешных (ФИИ РГГУ)
Janus geminus и Janus quadrifrons: типология изображений и сакральный контекст
Н.М. Никулина (МГУ)
Греческая глиптика V в. до н.э. Мастер Дексамен с Хиоса
Н.А. Налимова (МГУ)
«Там горят золотые цветы»: о программе декора «Гробницы пальметт» в Миезе
Е.В. Фокеева (ФИИ РГГУ)
Гермы эфебов эпохи поздней классики и эллинизма
А.В. Жолобова (ГМИИ/ФИИ РГГУ)
Об античном импульсе в неоклассической портретной пластике (портрет Каракаллы)
Н.В. Брагинская (ИВГИ РГГУ)
Изображения сюжетов Маккавейских книг
М.Н. Бутырский (ГМВ/ФИИ РГГУ)
Художественное многообразие византийских монет конца VII–начала VIII веков
А.Ю. Казарян (ГИИ/НИИТИАГ РААСН)
Цитирование античности. Порталы эллинистического типа в армянской архитектуре первой половины XI века
Л.М. Евсеева (ЦМиАР)
Мозаичные «сады» Сицилии
Вл.В. Седов (ИАРАН)
Убранство алтаря Георгиевского собора Юрьева монастыря. Новые находки
М.С. Гладкая (независимый исследователь, Владимир)
Идентификация образов фигурного фриза Дмитриевского собора во Владимире
Ю.В. Ратомская (ФИИ РГГУ/МУАР)
Собор Чудова монастыря 1505 года: проблемы реконструкции первоначального облика
М.И. Яковлева (ФИИ РГГУ)
К вопросу о существовании мозаичной мастерской в Фессалонике на рубеже XIII–XIV веков 
О.Е. Этингоф (ИВРАН/ФИИ РГГУ)
Наследие византийского искусства 
А.В. Пожидаева (ФИИ РГГУ)
К вопросу об иконографии Бездны в западнохристианском искусстве V–XIII веков
Д.Д. Харман (независимый исследователь, Москва)
Рожающая женщина: романский рельеф из церкви Сан Мартин в Артаисе (XII век, Наварра)
К.Л. Лукичева (ФИИ РГГУ)
К иконографии Страшного суда XIII века 
М.Л. Андреев (ИВГИ РГГУ)
Об одном полуприсутствии в смеховом мире бахтинского «Рабле»
О.А. Назарова (ФИИ РГГУ)
О роли нищенствующих орденов в развитии алтарного образа в Италии XIII–первой половины XIV веков
И.А. Журавлева (РИУНЦ РГГУ)
Цех венецианских художников эпохи Возрождения и его статус
Б.М. Соколов (ФИИ РГГУ)
От «замка Дедала» к садовому боскету: аллегорические лабиринты в романе Ф. Колонны «Любовное борение во сне Полифила» (1499)
С.С. Ванеян (МГУ)
Эрих Форссман: неклассическая иконология классической архитектуры
А.Н. Баранов (ГМИИ/Музейный центр РГГУ)
К истолкованию «Страшного суда» Микеланджело
Е.Ю. Садыкова (Коллегия экспертов по культурным ценностям)
Художественная жизнь Бурбонне в конце XV века. Очаг ренессансного стиля
О.Е. Русинова (Европейский ун-т, СПб/ФИИ РГГУ)
«Roma Prisca» или «Nova Roma»? Романизм в португальском искусстве эпохи Ренессанса 
М.Н. Соколов (НИИ РАХ)
«Наша божественная Земля». К иконологии культа Природы
А.И. Иваницкий (ИВГИ РГГУ)
Лукас Кранах – «куртуазия архаики»
Проблемы средневекового искусства

   Первые Даниловские чтения   8 апреля 2014

Проблемы средневекового искусства


О.Е. Этингоф
Вступительное слово
С.В. Тарханова
Капернаумская синагога в контексте греко-римской и ранневизантийской традиций. Проблема стилистики и датировки
О.Е. Этингоф
Базилика Евфрасиана в Порече. Провинциальное и столичное
Е.В. Лаврентьева
Об особенностях иконографии Страшного Суда собора Санта Мария Ассунта в Торчелло
И.А. Орецкая
Иконография мозаик Сан Джусто в Триесте
Н.В. Квливидзе
Ктиторские портреты в росписях Каппадокии XI – XIII веков: к проблеме литургической интерпретации
М.Н. Бутырский
Христос Халкитис на монетах XIII века: образ благочестия или инсигния власти?
М.И. Яковлева
Орнамент на миниатюрных мозаичных иконах эпохи Палеологов
И.Л. Кызласова
М. Волошин и А. Анисимов: комментарий к поэме «Владимирская Богоматерь»
Е.В. Гриценко
Изображение дракона в западноевропейских апокалиптических циклах IX – начала XI веков: происхождение иконографии
А.В. Пожидаева
Роль и генезис персонификаций в западноевропейской иконографии Сотворения мира в XI – XIII веках
К.Л. Лукичева
Тема Страшного Суда в готической монументальной живописи Англии
Е.А. Хрипкова
Символические функции витражей в сакральном пространстве готического собора
И.Б. Алексеева
Интерпретация евангельских притч в программах готических витражей конца XII – XIII веков: проблема расширения повествования
М.С. Гладкая
Соотнесение резьбы Дмитриевского собора во Владимире с памятниками романской эпохи
И.А. Стерлигова
О «западных влияниях» в древнерусской торевтике XII – XIV веков
Ю.В. Ратомская
Церковь Алексия митрополита в Александровой слободе: к вопросу типологической интерпретации
П.А. Тычинская
Малоизвестные росписи Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Предварительные замечания
Г.А. Назарова
Житийный цикл святителя Алексия в росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле