Одно из выдающихся открытий Ольги Фрейденберг – выявление и обозначение концепта 'тотем-жизнь-Рай/нетотем-преисподняя-смерть'. Исходно присутствуя в архаическом мифологическом сознании, в сфере бессознательного, он наконец-то оказался введен и в сферу осознанного.

Этот концепт, экстраполированный нами на постархаическое мифологическое сознание с учетом «осевого времени» (Achsenzeit) Карла Ясперса, приобрел следующий вид.

Тотем есть все, единосущностное индивидуальному началу (жизнь, любовь, этика, интеллектуальные и чувственные радости, вселенская гармония, свобода, творчество, смысл etc.).

Не-тотем – все, противосущностное индивидуальному началу (смерть, предательство, пытки, вечная разлука с любимыми, ощущение богооставленности, разрушение, ненависть, убийство, физические и нравственные муки etc.).

Дихотомия тотем/не-тотем – одно из базовых понятий в разработанной нами концепции гуманизации мифа. Напомним: феномен гуманизации мифа, выявленный и обозначенный Томасом Манном (1942), в качестве термина устойчиво вошел в научный оборот, но почему-то всегда рассматривался лишь ad hoc, применительно к исследуемым текстам и никогда – как целостное явление. В нашей концепции, использующей интерпретативный подход Кл. Гирца и ряд других разработок выдающихся исследователей ХХ века, феномен рассматривается именно как целостный.

Гуманизация мифа определена в концепции как этизирующая гармонизация Универсума (картины мира) мифологическим сознанием человека. Это умножение тотема-жизни, а также отмена не-тотема-смерти происходит посредством формирования и/или актуализации особых мифологических структур. Открытие Ольги Фрейденберг, таким об-разом, предоставило нам возможность ввести концепт 'гуманизация мифа' не только в сферу осознанного (это завершает процесс, начатый Томасом Манном), но и в сферу верифицируемого.

Дихотомия тотем/не-тотем входит в число трех динамических констант гуманизации мифа – особых мифологических структур, формирующих феномен и являющихся мифологемами высокого уровня обобщения; две другие – это миф о смехе и миф об отмене не-тотема-смерти.

Концепция может использоваться как особый инструментарий при исследованиях литературных и фольклорных текстов.