Иваницкий Александр Ильич




Автор более 70 работ.

Монографии


Исторические смыслы потустороннего у Пушкина. М. Изд. РГГУ. 1998.

Русская торжественная поэзия XVIII века и поздний Пушкин. М. Изд. Московского педагогического университета (МПУ). 1999.

Гоголь. Морфология земли и власти (К вопросу об историко-культурных истоках бессознательного). М., Изд. РГГУ, 2000.

Чудо в объятиях истории (Пушкинские сюжеты 1830-х годов). М., Изд. РГГУ. 2008.

Морфологика движения поэтических систем (Образ мировых вод в русском лирическом сознании XVIII – начала XX веков). Воронеж, Изд. Воронежского университета. 2013 (в печати).

Статьи


«Медный Всадник» – обобщенный негатив имперской культуры // Wiener Slawistischer Almanach. B. 38. Wien, 1996. С. 5–37.

О смысле академизма вообще и русского в частности // Пинакотека, М., 1996, № 1. С. 64–67.

«Зимний путь» у Пушкина // Slavica tergestina. Vol. 6. Trieste, 1998. С. 5–37.

«Душенька» И.Ф. Богдановича и русская хвалебная ода // Slavica tergestina. Vol. 7. Trieste, 1999. С. 33–64.

«Пиковая Дама» – анатомия душевного склада «ночного» романтизма // А.С. Пушкин. Проблемы творчества и эстетической жизни его наследия. Изд. Московского педагогического университета. М., 2000. 89–108.

«Архетипы Гоголя» // Литературные архетипы. М.: Издательство РГГУ, 2001.
«Скупой рыцарь», «Король Лир» и «Тартюф» в зеркале мифа // «Пушкин и античность». Изд. ИМЛИ РАН. М., 2001. С. 93–110.

К вопросу о предмете культурной антропологии Нового Времени // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. Т.1–2. М.: Издательство РГГУ. 2002. Т. 2. С. 555–584.

«Ты знаешь край…» («Классическая почва» у Гете и Пушкина) // Филологические науки. М., 2003. – № 2. С. 34–43. (В соавторстве с А.И. Лоскутовым).

Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление // Вторые Гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и мировая культура. Сборник докладов. М., 2003. С. 167–180.

Царское Село и Юг у Пушкина (Два лица и смысла «возвращенного Золотого века») // Slavica tergestina. Vol. 11 – 12. Studia Slavica, III. Trieste, 2004. S. 253 – 296.

Об истоках пушкинского гедонизма: «инферно» и история // Anthropologische Konzepte in der russischen Kultur und Literatur (XVIII – XIX Jh.). Антропологические концепты в русской литературе и культуре (XVIII – XIX вв.). Halle (Saale). 2008. S. 111–150.

Блаженство и дерзновение в лирике Пушкина 1810-х годов // Болдинские чтения. Нижний Новгород. 2009. С. 251–262.

Лирический мотив как жизненная программа (на материале пушкинской лирики 1813–1824 годов) // Studia Slavica Savarinensia 1–2. szerk. Szombathey, 2009. P. 55–72.

Что могут означать «мертвые души» в поэме Гоголя? // Гоголь и славянский мир (Русская и украинская рецепции). Выпуск. 3. Томск. 2010. С. 161–170.

Сельский дом и жизненный путь в лирике Пушкина: эволюция взаимоотношений // Универсалии русской литературы. 2. Изд. Воронежского государственного университета. Воронеж, 2010. С. 352–375.

О природе государственного пространства у Н.В. Гоголя и Ф. Кафки // Literaria Humanitas. XV. N.V. Gogol: Byti dila v prostoru a case (Studie o zivem dedictvi). Masarikova Univerzita v Brne. Filosoficka Fakulta. Ustav Slavistiku. Brno. 2010. P. 131–138.

Мотив очеловечивания собаки у Гоголя: источники и продолжения // Двести лет Гоголя. Сборник научных трудов. Wydavnictwo Universytetu Jagielonskiego. Krakow. 2011. P. 83 – 90.

Символика «службы» у Чехова и ее смысловые продолжения // Филологические записки. Воронеж: Воронежский государственный университет. 2010–2011. Выпуск 30. Тираж 400 экз. Сс. 45–54.

Универсалия «море» в движении русских поэтических систем // Русские литературные универсалии (типология, семантика, динамика). Коллективная монография. Воронеж: 2011. С. 193–273.

Гротескное тело как поле идейного дискурса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (сеанс черной магии с разоблачением разоблачителей) // Rossica Lublinensia VII. “Zycie serca”. Duch – dusza – cialo I relacia Ja – Ty w literaturze I kulturze rosyjkiej XX – XXI wieku. Wydavnictvo Uniwersytetu Marii Curie-Sklodowskiej. Lublin 2012. P. 177–185.

О «Тайне мертвых душ», или Как не сломать ключ метода в замке текста // Вопросы литературы. Июль – август 2013. М., 2013. С. 173–185

Онтологика инициационного сюжета: Гофман // Универсалии русской литературы. Вып. 5. Воронеж. Изд. Воронежского университета. 2013. С. 221–243.

Creative Role of the Grotesque in the novel “Master and Margarita” by M. Bulgakov // Grotesque Revisited. Grotesque and Satire in the Post/Modern Literature of Central and Eastern Europe. Cambridge. 2013. Pp. 111–140.