Гаспаровские чтения международная конференция

Гаспаровские чтения – 2017

   19–22 апреля 2017

Гаспаровские чтения – 2017

Оргкомитет: Н.В. Брагинская, Н.П. Гринцер, Е.Е. Жигарина, К.М. Поливанов, Т.В. Скулачева, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

Андрей Лебедев (Ун-т Крита, Греция/Институт философии РАН) Космополис Гераклита и Ионийское восстание
Нина Брагинская (РГГУ) Понятие автаркии у греческих историков и философов
Ален Брессон (Ун-т Чикаго, США) Говорит империя: афинская архэ в пятом веке до н.э.
Сергей Степанцов (Институт всеобщей истории РАН/МГУ) Политическая метафора у Алкея (помимо корабля)
Елена Соломатина (ИВИ РАН) Поэзия Алкея и борьба за единоличную власть в Митилене
Аскольд Иванчик (ИВИ РАН/РАНХиГС) Therapontes: рабы или аристократы? Особенности словоупотребления от Гомера до Ксенофонта
Рэчел Бруццоне (Ун-т Фрайбурга, Германия) «Пирующая война» в древнегреческой литературе
Патрик Фингласс (Ун-т Ноттингема, Великобритания) «Аякс» Софокла и полис
Борис Никольский (РАНХиГС/РГГУ) «Ифигения в Тавриде» Еврипида и афинская внешняя политика 
Николай Гринцер (РАНХиГС/ИВИ РАН) Политический смысл «Эдипа-царя»: нужен ли ответ на вечный вопрос?
Яна Забудская (МГУ) Политический аспект в рецепции мифа об Эдипе
Елена Чепель (РАНХиГС) Влияние ритуала на политику: модели аттической комедии
Дуглас Олсон (Ун-т Миннесоты, США/Хельсинский коллегиум, Финляндия) «Демы» Эвполида и афинская политика в 413–412 гг. до н.э.
Михаил Селезнев (РГГУ) Βασιλεύς и ἄρχων в Септуагинте. Греческий перевод еврейского слова «царь» и отношение к царской власти в египетской диаспоре III века до н.э.
Екатерина Илюшечкина (РАНХиГС) Риторические реплики и политические клише в «Географии» Страбона
Игорь Пильщиков (Москва – Таллинн) Безударные икты и сверхсхемные ударения в акцентном стихе
Сергей Ляпин (Санкт-Петербург) Еще раз о стиховедческом описании русского четырехстопного ямба
Александр Петров (Петрозаводск !!!!! Москва), Татьяна Скулачева Как создать правила разметки фольклорного стиха?
Вера Полилова (Москва) Сложности анализа классического испанского стиха
Михаил Гильман (Санкт-Петербург) Лексическая и синтаксическая организация русского неизосиллабического стиха в диахронии
Александр Левашов (Санкт-Петербург – Москва) О линейном порядке слов в строке четырехстопного ямба XVIII и XIX в.
Евгений Казарцев (Санкт-Петербург) Метр и ритм в ранних нидерландских ямбах
Сергей Болотов (Москва) «Широко закрытые глаза», или «Весёлыя похороны» женской цезуры
Кирилл Корчагин (Москва) Дольник как статический объект и динамическая процедура: тактометрическая процедура и М.Л. Гаспаров
Юрий Орлицкий (Москва) Начальная рифма, рифма-аллитерация, анафора или толгойхолболго? Об основном структурном принципе новейшей русскоязычной бурятской поэзии
Борис Маслов (Санкт-Петербург – США, Чикаго), Татьяна Никитина Ритм и рифма в одах Ломоносова
Андрей Добрицын (Швейцария) «Обеды» Баратынского
Сергей Преображенский (Москва) Сонет с одностопными строками: прецеденты и синтаксическое устройство
Анатолий Старостин (Москва) Методы автоматической акцентуации стиха
Евгения Коровина (Москва) К устройству рапануйских песен-риу
Карл Галински (Ун-т Техаса, США) Августовская литература и августовская политика: проблемы переоценки
Михаил Шумилин (РАНХиГС/РГГУ) Судьба «Фиеста» Вария в контексте культурной политики Августа
Кристиана Райц (Ун-т Ростока, Германия) Политические аллюзии и поэтика примеров в «Пунических войнах» Силия Италика
Томас Хоуи (Юго-Западный ун-т, США) Прогулки с властью: движение и взгляд в виллах римской элиты в Стабиях
Светлана Межерицкая (СПбГУ) Риторика на службе у политики: панегирик и его роль в эпоху Второй софистики
Тамара Теперик (МГУ) Невербальный текст и политический контекст (на материале биографии Плутарха «Александр»)
Александр Синицын (СПбГУ/ Саратовский университет) По поводу «Геродотовского вопроса»: критические замечания к гипотезе М.Л. Гаспарова о «фронтонной архитектонике» труда первого историка
Игорь Карловский (Таллинн) Цикл Максимилиана Волошина «Путями Каина»
Георгий Векшин (Москва) Пунктуация в генезисе стиха: множественное тире у Пушкина
Анастасия Белоусова (Колумбия) О понятии стиховой парадигматичности у Шапира
Ксения Тверьянович (Санкт-Петербург) Ритм ямбических 10-стиший в поэзии А.П.Сумарокова
Татьяна Янко (Москва) Интонация поэтического чтения: Бродский
Александр Костюк (Москва) Интонационная структура стиха: лингвистический эксперимент
Марина Акимова (Москва) К семантике двухстопного анапеста: на материале поэзии XIX века
Мария Фаликман (Москва) Нейрокогнитивные исследования поэтического текста
Вера Полилова (Москва) Стих русского романсеро в европейском контексте
Олег Аншаков (Москва) Формальные модели стихотворного текста и их применение для автоматического определения метра и ритма стиха
Анатолий Старостин (Москва) Методы автоматической акцентуации стиха
Сергей Зенкин (Москва) Ролан Барт и русская филология
Вера Мильчина (Москва) Кто родил Гавроша?
Екатерина Лямина (Москва) Юный Гоголь и его (воображаемые) друзья: к истории вхождения писателя в петербургский литературный круг
Татьяна Степанищева (Тарту) Поздняя любовная лирика П.А. Вяземского: между инерцией и инвенцией
Алина Бодрова (Москва) Пушкин, Байрон и Вальтер Скотт: к истории одного эпиграфа
Наталья Мазур (Санкт-Петербург) «Близнецы» Б.Пастернака между космосом и огородом
Дина Магомедова (Москва) «Злее зла честь татарская…»: Неопубликованная рецензия В. Шкловского на пьесу А. Блока «Рамзес»
Инна Булкина (Киев) Исторические и литературные контексты романа В.Домонтовича «Доктор Серафикус»
Олег Лекманов (Москва) В.А. Жуковский в «Антоновских яблоках» И.А. Бунина
Павел Успенский (Москва) Николай Гумилев как Николай Ростов: об одной жизнетворческой модели поэта
Марина Бобрик (Москва) Два названия «Египетской марки»: о связи между первоначальной и окончательной редакциями
Ольга Бартошевич-Жагель (Москва) Почему была написана «Сталинская ода»: этапы отношений со страной у Мандельштама
Мария Боровикова (Тарту) О цикле М.И. Цветаевой «Отцам» (1935)
Константин Поливанов (Москва) О принципах организации 17 книги романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака
Андрей Немзер (Москва) Еще о тютчевиане Давида Самойлова
Гаспаровские чтения – 2016

   14–16 апреля 2016

Гаспаровские чтения – 2016

Оргкомитет: Е.Е. Жигарина, И.Г. Матюшина, К.М. Поливанов, Т.В. Скулачева, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

Елена Гуревич (ИМЛИ РАН) О роли гротеска в становлении художественного вымысла (на примере древнеисландской «Саги о Гаутреке»)
Татьяна Михайлова (Ин-т языкознания РАН, МГУ, РГГУ) «Колесница в бою...»: к проблеме квантитативного и контентного анализа интродуктивной строфы поэмы «Чудо Колума Киле»
Светлана Лучицкая (ИМК МГУ, ИВИ РАН) VITAE MACHOMETI: традиции и новации в конструировании образа пророка Мухаммада в Средневековой латинской литературе (IX–XII вв.)
Андрей Виноградов (НИУ ВШЭ) Апсида или/и апсидиоль? О средневизантийской риторике архитектуры
Михаил Андреев (ИМЛИ РАН, ИВГИ РГГУ, ИГИТИ НИУ ВШЭ) Сюжетика фарса
Алексей Гиппиус (НИУ ВШЭ, Ин-т славяноведения РАН) Стихотворный текст XI в. из Софии Новгородской
Тимофей Гимон (ИВИ РАН) Отношение к предкам-язычникам в раннем историописании Англии и Руси
Федор Успенский (Ин-т славяноведения РАН, ИВГИ РГГУ) Под Мухой Победы
Михаил Гильман (С.-Петербург) О некоторых аспектах проблемы происхождения и структуры русского досиллабического стиха
Сергей Ляпин (С.-Петербург) О ритмике русского четырехстопного ямба ХХ века
Вера Полилова (Москва) Четырехстопный ямб Арсения Тарковского
Александр Левашов (Москва) Трехиктный дольник Есенина
Сергей Преображенский (Москва) Еще раз о «Сеновале» Мандельштама: логаэды и стопная теория
Кирилл Корчагин (Москва) О неклассическом стихе у Бродского: сверхдлинные интервалы и цезуры
Александр Прохоров (Москва) Вероятностные методы анализа стихотворной речи
Олег Аншаков (Москва) Формальные модели стихотворного текста и их применение для автоматического анализа фонетических и ритмических характеристик стиха
Игорь Пильщиков (Таллинн/Москва), Анатолий Старостин (Москва) Инструментальная среда для работы с русскоязычными стихотворными корпусами и их специализированной разметкой
Александр Пиперски (Москва) Автоматическая генерация стиха: история и перспективы
Евгений Казарцев (С.-Петербург) Применение вероятностных моделей в сравнительном исследовании ритмики стиха на разных языках
Людмила Евдокимова (ИМЛИ РАН) Две мифологических баллады Кристины Пизанской: попытка интерпретации
Анна Топорова (ИМЛИ РАН) Эпистолярный жанр в Средние века
Ирина Ершова (РГГУ) «О трех Геркулесах, существовавших в этом мире»: античный герой в средневековых испанских хрониках
Ольга Попова (РГГУ) Понятие справедливости во французских и немецких версиях «сюжета о Рыцаре с лебедем»
Елена Мельникова (ИВИ РАН) Азиатская прародина скандинавов: легенда, ученая традиция, реальность
Наталья Гвоздецкая (РГГУ) Раннесредневековая английская гимнография на перекрестке культур
Мария Ненарокова (ИМЛИ РАН) О жанрах средневековой латинской гимнографии
Мария Волконская (МГУ, НИУ ВШЭ) “Rinkas feollen”: cинонимические обозначения мужчины, воина в английских поэтических памятниках X–XIII вв.
Инна Матюшина (ИВГИ РГГУ) О переводах древнеанглийской поэзии на современные языки
Юрий Орлицкий (Москва) Еще раз о происхождении русского свободного стиха
Татьяна Скулачева (Москва) Новое в лингвистическом стиховедении: фонетика, синтаксис, семантика, психология, биохимия
Александр Костюк (Москва) Мелодика стихотворной строки: Пушкин, Блок, Бродский
Сергей Болотов (Москва) «И въ Евангеліи отъ Іоанна...»: «лишнія буквы» и недостающие звуки
Федор Двинятин (С.-Петербург) Динамика глагольных времен и наклонений в поэтическом тексте от Симеона Полоцкого до Бродского
Анастасия Круглова (Москва) Длина паузы в звучащем стихе как показатель силы синтаксической связи.
Анастасия Белоусова (Колумбия) «Свободная октава: синтаксис и стиль гаспаровского «Роланда»
Георгий Векшин (Москва) Езда в обе стороны: стихи и поэзия «Примет» (1829) А. Пушкина
Марина Акимова (Москва) Редакционная история Метрического справочника к стихотворениям Пушкина Н.В.Лапшиной, И.К.Романовича и Б.И.Ярхо
Евгения Коровина (Москва) Длина слова и другие параметры в рапануйских «стихах» и прозе
Вера Мильчина (РГГУ) Превращение сатиры в мелодраму («История белого дрозда» Альфреда де Мюссе в переводе Марко Вовчка)
Алина Бодрова (НИУ ВШЭ) Лермонтовские издания как культурный капитал: случай П.А. Ефремова
Екатерина Лямина (НИУ ВШЭ), Наталья Самовер (Сахаровский центр) «Никогда такого не было, и вот опять!» (К генезису крыловского юбилея 1838 г.)
Андрей Немзер (НИУ ВШЭ) Отзвуки «Эоловой арфы»
Дина Магомедова (РГГУ) Чужой текст в статьях Александра Блока
Светлана Никитина (РГГУ) Цикл «Чёрная кровь» Александра Блока в зеркале «Кармен»
Мария Боровикова (Тартуский университет) О цикле Марины Цветаевой «Стихи сироте»
Олег Лекманов (НИУ ВШЭ) Рембрандт, Тициан и Тинторетто в стихотворении Осипа Мандельштама «Еще далёко мне до патриарха...»
Инна Булкина (Киев) Антология как жанр. К истории киевских антологий
Павел Успенский (НИУ ВШЭ) О поэтике мемуарной книги Б. Лившица «Полутораглазый стрелец»
Константин Поливанов (НИУ ВШЭ) К интерпретации цикла Бориса Пастернака «Зимнее утро»
Гаспаровские чтения – 2015

   16–18 апреля 2015

Гаспаровские чтения – 2015

Оргкомитет: Н.П. Гринцер, Н.В. Брагинская, Е.Е. Жигарина, В.Г. Мостовая, К.М. Поливанов, Т.В. Скулачева, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

Николай Гринцер (РАНХиГС/РГГУ) Литературная критика в V в. до н.э.: софисты и Демокрит
Сергей Степанцов (ИВИ РАН/МГУ) Особенности подбора примеров в 5-й главе «Гомеровских аллегорий» Гераклита и вопрос о характере поэтического образа во фрагментах Алкея 6 и 208 V
Лукия Атанассаки (ун-т Крита, Греция) Толкование Симонида: от текста к контексту в «Протагоре» Платона и «Гиероне» Ксенофонта
Инна Шефф (МГУ) Сравнение как прием в «Риторике» Аристотеля
Андрей Россиус (НИУ ВШЭ) Эстетическая оценка произведения литературы в эллинистической поэзии
Кэтрин Гутцвиллер (ун-т Цинциннати, США) Споры о стилях и использование «среднего стиля» при создании литературного канона
Ольга Осипова (МГУ) Исследование по правилам: Дионисий Галикарнасский о древнегреческих историках
Мария Казанская (Институт лингвистических исследований РАН/СПбГУ) Оценка геродотовского выражения ἀλγηδῶνες ὀφθαλμῶν (5, 18) у Плутарха и Псевдо-Лонгина
Сергей Ляпин (Санкт-Петербург) О несостоятельности «автономных стиховых законов»
Александр Прохоров (Москва) Проблема чередования междуударных промежутков в стихе и прозе
Анна Дыбо (Москва) Разметка ударений в стихе XVII века
Александр Левашов (Москва) Почему не существует закона регрессивной акцентной диссимиляции
Евгений Казарцев (Санкт-Петербург) О распространении ямбического стихосложения в европейской поэзии
Кирилл Корчагин (Москва) О дольнике на двусложной основе
Вера Полилова (Москва) Новые тактовики Бальмонта
Олег Аншаков (Москва) Об использовании формальных определений, моделей и методов в стиховедении
Татьяна Скулачева (Москва) Некоторые новые направления лингвистического исследования стиха
Елена Урысон (Москва) Принципы семантического анализа естественного языка (для широкого круга интересующихся)
Сергей Преображенский (Москва) Рифма vs верлибр: нейтрализация оппозиции
Екатерина Шерстнева (Санкт-Петербург) Разметка ударений в текстах песен 2/4 / 4/4
Нина Брагинская (РГГУ) Пαθημάтων кάθαρσις versus μαθημάтων кάθαρσις, или простое решение сложной проблемы
Яна Забудская (МГУ) Трагическая ипотеза как отражение литературной теории и критики
Юэн Боуи (Оксфорд, Великобритания) Литературная критика архаической лирики, элегии и ямба в греческой литературе эпохи Римской империи
Борис Никольский (РАНХиГС/РГГУ) Дион Хрисостом о Гомере и Фидии
Михаил Шумилин (РАНХиГС/РГГУ) Горацианский кентавр (Ars 1–2) и его контекст
Эндрю Лэрд (ун-т Уорвика, Великобритания) Античное конструирование образа Вергилия
Ольга Ахунова (РГГУ) Как важно быть внятным: читательские заметки Фотия (Bibliotheca, cod. 129) в истории античного романа
Бране Сенегачник (ун-т Любляны, Словения) Поэзия и реальность у Платона, Прокла и Эриха Нойманна
Юрий Орлицкий (Москва) Опыты имитации сапфической строфы в прозе («Песни Билитис» и их переводы на русский язык»)
Георгий Векшин (Москва) О взаимодействии открытых и закрытых структур в стихе
Якуб Ржиха (Прага, Чехия) Five-linestanza
Сергей Болотов (Москва) Закон Штакельберг и Kalevalamitta
Анастасия Белоусова (Богота, Колумбия) «Онегин» по-испански: стихотворный перевод Михаила Чиликова и проблема эквивалентности
Евгения Коровина (Москва) Предварительные результаты разметки хеттской «Песни об Улликумми»
Борис Орехов (Москва) Метрическое тяготение лексики в русском стихе
Елена Урысон (Москва) Семантическая организация стиха
Марина Акимова (Москва) Семантика двустопного анапеста
Ольга Созинова (Москва) Рифма: психологический эксперимент
Полина Чернышова (Москва), Юлия Пузовик, Алена Мягкова, Олег Аншаков Поддержка исследований по стиховедению с помощью веб-приложений
Андрей Зорин (Москва/Оксфорд) Секретность и открытость в идеологии и практике московских розенкрейцеров
Вера Мильчина (Москва) Из жизни французских переводчиков: зарисовка 1833 года
Майя Кучерская (Москва) Лесков-наблюдатель: к истории рассказа «Тупейный художник»
Екатерина Лямина (Москва) К интерпретации «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Дина Магомедова (Москва) Поэтика черновика. Ранняя редакция стихотворения А.Блока «Поэты»
Олег Лекманов (Москва) «Автора тошнит стихами по всякому поводу» (И.А.Ильин читает Ал. Блока)
Константин Поливанов (Москва/Тарту) Цикл «Болезнь» Б. Пастернака.
Елена Михайлик (Сидней, Австралия) Варлам Шаламов. «Колымские рассказы» как неопознаваемый объект
Андрей Немзер (Москва) Имена ли названья? (Криптофонетика Давида Самойлова)
Инна Булкина (Киев, Украина) В иную скверную полночь...: О стихотворении С. Гандлевского «Когда я жил на этом свете»
Гаспаровские чтения – 2014

   13–16 апреля 2014

Гаспаровские чтения – 2014


С.Е. Ляпин (Петербург) Эволюция понятий «дольник» и «тактовик» у М.Л. Гаспарова.
А.М. Левашов (Петербург, Москва), А.В. Прохоров «Белый акцентный стих» И. Бродского: статистический анализ.
Т.В. Скулачева (Москва) Методы анализа стиха при неизвестной системе стихосложения.
К.Ю. Тверьянович (Петербург) «Плоды минут» Н.П. Николева: жанр, стих, композиция.
О.М. Аншаков (Москва) Автоматический поиск закономерностей в стихотворном тексте.
П.Л. Чернышова (Москва) Электронная библиография по стиховедению.
М.В. Акимова (Москва) Измерение силы синтаксических связей: история вопроса.
О.Ф. Кривнова (Москва) Интонационно-паузальное членение в прозе: иерархия и средства ее выражения (по данным экспериментов).
К.А. Головастиков (Москва) Еще раз о дольнике «Поэмы без героя».
К.М. Корчагин (Москва) Двусложные размеры с переменной анакрусой: типология и история.
Е.С. Шерстнева (Петербург) Проблемы ритмической разметки песенного текста.
А.Б. Сосинский (Москва) Статистический анализ ритма александрийского стиха во французской поэзии.
А.А. Добрицын (Лозанна, Швейцария) Стихи на случай Познера и их ритмические особенности.
А.С. Кулева  (Москва) Усеченные прилагательные как маркер стиля: французские стихи Тредиаковского в переводе М. Кузмина.
Ю.Б. Орлицкий (Москва) Традиционная и авторская строфика Игоря Северянина.
Г.В. Векшин (Москва) К динамике звукового становления стиха: «Обвал» / «Avalanche» Пушкина.
А.М. Левашов (Петербург) И. Бродский: материалы для метрического справочника.
В.С. Полилова (Москва) Синтаксис сложных испанских строф в переводах.
А.С. Бодрова (Москва), М.М. Шапир Строфа и синтаксис в поэме Е.А. Баратынского «Бал».
А.В. Дыбо (Москва), М.В. Ослон (Львов, Украина) Разметка ударений в стихе XVII века.
А.В. Прохоров (Москва) Корреляционный и факторный анализ в исследовании акцентной структуры русского стиха.
Е.В. Коровина (Москва) Стихами ли говорит шаманка и ее помощник в «Повести о нишанской шаманке»?
К.С. Иванович (Москва) Становление лермонтовской аномальной рифмы в поэмах 1828 г.
В.В. Файер (Москва) Показатели соизмеримости строк в метрической системе стихосложения.
С.А. Степанцов (МГУ, филол. ф-т) Песни изгнания Алкея в переводе М.Л. Гаспарова: переводчик перед поврежденным и нераспознаваемым текстом.
Н.С. Автономова (ИФ РАН, ИВГИ РГГУ) М.Л. Гаспаров и перевод: от Аристотеля к Деррида.
Т.Ф. Теперик (МГУ, филол. ф-т) «Орест» Еврипида в переводе М.Л. Гаспарова.
Б.В. Дубин (переводчик, филолог, социолог, Москва) М.Л. Гаспаров архаист и новатор.
Е.С. Иванюк (переводчик, Тверь) Обманутая проницательность формализма: статья М.Л. Гаспарова «Брюсов и буквализм».
О.А. Седакова (поэт, переводчик, МГУ, Ин-т мировой культуры) Способы преодоления советского канона перевода.
М.Л. Андреев (ИМЛИ РАН, ИВГИ РГГУ,  ИГИТИ ВШЭ) М.Л. Гаспаров – переводчик Ариосто. 
В.Г. Мостовая (ИВКА РГГУ) Пиндар в переводе М.Л. Гаспарова.
В.В. Сонькин (МГУ, филол. ф-т) Перевод античной поэзии как заповедник буквализма в советской практике.
А.А. Россиус (ИФ РАН, ИВКА РГГУ) Эволюция переводческой техники Ф.А. Петровского.
В.П. Завьялова (МГУ, филол. ф-т) Каллимах: ошибки первого перевода.
В.А. Мильчина (ИВГИ РГГУ) Переходы с русского на французский в переписке русских авторов первой трети XIX века: объяснимо или нет?
М.С. Неклюдова (ИВГИ РГГУ) Ανέκδοτα, или последствия одного неправильного перевода в европейской историографии XVII – XVIII вв.
Е.Н. Мошонкина (ИВГИ РГГУ) Данте и его переводчики: из истории культурно-идеологической ассимиляции «Божественной Комедии» в французских переводах девятнадцатого века.
И.В. Рыбакова (РГГУ, Ин-т лингвистики) Трактовка нескольких фрагментов «Аргонавтики» Аполлония Родосского в переводах Г.Ф. Церетели и Н.А. Чистяковой.
Я.Л. Забудская (МГУ, филол. ф-т) «Медея» Бродского и принципы перевода греческой трагедии в России.
Е.Е. Земскова (НИУ–ВШЭ) Первое Всесоюзное совещание переводчиков 5–6 января 1936 года (по новым материалам).
А.Л. Касаткина  (ИВКА РГГУ) Выбор переводческой тактики как выбор мифологизаторской стратегии (на примере «Псалмов или Молитв» Джона Фишера (1469–1535))
Е.Г. Поcпелова (музыкант, режиccер, переводчик; филолог, литератор), О.А. Прохорова Оживление Каменного гостя  как метафора оперного перевода (из опыта Пигмалионов)
Г.М. Дашевский (1964–2013) Выступление на переводческом семинаре В.В. Сонькина (МГУ, 11 мая 2010) (видео)
Участвуют: Н.С. Автономова, В.О. Бабков, М.Я. Бородицкая, Н.В. Брагинская, М.С. Гринберг, Б.В. Дубин, А.Я. Ливергант, Н.С. Мавлевич, В.А. Мильчина, М.С. Неклюдова, С.М. Панич, О.А. Седакова, Т.В. Скулачева, Е.Б. Смагина, И.С. Смирнов и др. Можно ли учить переводу? Как я учился переводить, как я учу переводить?
Гаспаровские чтения – 2013

   18–20 апреля 2013

Гаспаровские чтения – 2013

Оргкомитет: Н.В. Брагинская, Н.П. Гринцер (председатель), К.М. Поливанов, Т.В. Скулачёва, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

И. Разерфорд (ун-т Рединга, Великобритания) Пиндар об истоках Нила
М.Н. Казанская (СПбГУ/Сорбонна, Париж-4) Мулы в эпиникии: отступления от высокого стиля у Пиндара
С.А. Степанцов (МГУ/Ин-т всеобщей истории РАН) Аллитерация на П в поэзии Алкея
Ю. Боуи (Оксфорд, Великобритания) Stasiotica Алкея и их прочтение Катуллом и Горацием
Н.В. Брагинская (РГГУ) Dichtung und Wahrheit у Бакхилида
Я.Л. Забудская (МГУ) Лирические формы как элемент трагического жанра: ода и гимн
Б.М. Никольский (РГГУ/Гсударственный институт искусствознания) Метафорические ассоциации в песни греческой драмы: парод «Циклопа» Еврипида
И.В. Рыбакова (РГГУ) Александрийские поэты и Пиндар
А. Петкович (ун-т Белграда (Сербия)) Поэтическая сила оды: Пиндар и Гораций
И.А. Пильщиков (Москва/Таллинн) Кто был редактором батюшковского перевода из Байрона? (Лингвостиховедческие аргументы).
Е.В. Коровина (Москва) О корпусе полинезийских метрических текстов А.В. Козьмина.
Б.В. Орехов (Москва) Лингвистика стиха по-башкирски.
К.М. Корчагин (Москва) Коломыйковый стих и его русские интерпретации.
К.Ю. Тверьянович. (СПб.) Канон и эксперимент в русском стихосложении XVIII века: О принципах составления стиховедческой антологии.
К.А. Головастиков (Москва) Гексаметр «Одиссеи» в переводе Максима Амелина.
С.Г. Болотов (Москва) Два пятистопных хорея.
С.Ю. Преображенский (Москва) Двухударные ритмические маргиналии в польском, украинском, белорусском, русском и болгарском стихе.
С.Е. Ляпин (Петербург) Русский полуямб и его европейские аналоги.
М.В. Акимова (Москва) Способы анализа переакцентуации в русском стихе.
А.М. Левашов (Петербург) К какой системе стихосложения принадлежит дольник?
В.А. Плунгян (Москва) Стихи к Светонию, 5: «гаспаровский тактовик»?
А.C. Белоусова (Москва) Какой строфой написана «Вера» Д. Мережковского?
Ю.Б. Орлицкий (Москва) О статусе «средней» строфы: пяти- и шестисложники в творчестве Сологуба и Кузмина.
В.С. Полилова (Москва) Цикл Бальмонта «Испанка»: строфа и тема.
Р. Мартин (Стэнфордский ун-т (США)) Совершенство у Пиндара и Горация
Б.П. Маслов (ун-т Чикаго (США)) Метрика Пиндара: в поисках функционального подхода
Г. Дэвис (ун-т Нью-Йорка (США)) Определяя ethos лирического субъекта: адаптация Горацием риторической стратегии Пиндара
Л. Атанассаки (ун-т Крита (Греция)) Pindarum quisquis studet aemulari: повод для торжества у Пиндара и Горация
Т.Ф. Теперик (МГУ) Поэтика оды и поэтика перевода: Гораций и  Борис Пастернак (Carmen IV,3)
К. Кэри (Лондонский ун-т (Великобритания)) Общественное звучание поэтического голоса: восприятие Горацием греческой хоровой лирики.
Дж. Клэй (ун-т Виргинии (США)) Гораций: поэт во времени.
Д.В. Трубочкин (Государственный институт искусствознания) Хор в современных постановках греческой драмы.
Т.И. Смолярова (Колумбийский ун-т (США)) Поэтика Пиндара в поэтике Гаспарова.
Г.В. Векшин (Москва) О «случайных» звуковых повторах в прозе (А.Чехов и И. Бунин).
О.М. Аншаков (Москва), Л.В. Шевченко Об автоматическом анализе фонетических характеристик стиха.
П. Плехач (Чехия), Я. Ржиха Звуковая гармония: точные методы.
Р. Ибрагим (Чехия), П. Плехач Частотность частей речи в чешской поэзии.
Д.К. Поливанова (Москва) Дактилическая клаузула в поэзии Некрасова и Пастернака.
А.С. Кулева (Москва) Формы имен прилагательных в позиции рифмы.
Т.В. Скулачева (Москва) «Три реформы русского синтаксиса»: что происходило внутри строки?
З.Ю. Петрова (Москва) Метафоры и сравнения: формальные способы выражения отношений сходства.
А.Г. Степанов (Тверь) Прозаический парафраз стихотворения: к истории изучения.
О.М. Федотов (Москва) О содержательных приоритетах раритетных строф Сологуба.
М. Косак (Чехия) Выбор основного текста и современная текстология.
С.И. Кормилов (Москва) Метризованная проза в русских переводах из восточных и западных литератур.
О.М. Аншаков (Москва), Ю.М. Аникушина Разработка интернет-ресурса по стиховедению.
А.В. Прохоров (Москва) Статистические методы в стиховедении.
Б.М. Гаспаров (США) Spiritus loci: поэтика былин Олонецкой губернии и Калевалы в сравнительном освещении.
М.С. Неклюдова (Москва) Слово и карта: к генеалогии общих мест классической эпохи.
Н.Н. Мазур (Москва/Санкт-Петербург) Лириторика: о некоторых моделях построения текста в русской романтической поэзии.
А.Л. Зорин (Москва/Оксфорд) Автобиография игумении Серафимы и эмоциональная культура раннего русского романтизма.
А.С. Бодрова (Москва/Санкт-Петербург) Лермонтовский проект Краевского (1841–1844).
Cт. Гардзонио (Италия) Пушкин и Даль. Материалы из архива М.М. Никитина.
Д.И. Зубарев  (Москва) О Шекспире, Набокове и нобелевских премиях (неизвестное письмо Бориса Пастернака).
В.А. Мильчина (Москва) Еще один источник «Сирано де Бержерака» Эдмона Ростана: и ни слова о носе.
Х. Баран (США) Вокруг стихов, посвященных  Татьяне Яковлевой (по материалам архива Р.О. Якобсона).
О.А. Лекманов (Москва) Опыт быстрого чтения «Неизвестного солдата» О. Мандельштама.
М.И. Свердлов (Москва) Три поэтики Н. Олейникова.
Р. Сальваторе (Италия) «Мельницы» и «Бальзак» Б. Пастернака
К.М. Поливанов (Москва) Картина мира в «Когда разгуляется» Б. Пастернака.
А.С. Немзер (Москва) Послание «Пастернаку» Давида (еще не) Самойлова
Гаспаровские чтения – 2012

   19–21 апреля 2012

Гаспаровские чтения – 2012

Оргкомитет: Н.В. Брагинская, Н.П. Гринцер (председатель), К.М. Поливанов, Т.В. Скулачёва, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

Окрытие конференции
Н.В. Брагинская (РГГУ) Что делал первый актер?
Т.Ф. Теперик (МГУ) Мотив сновидения в структуре трагедии: «Электра» и «Хоэфоры».
Б.М. Никольский (РГГУ / Государственный институт искусствознания) Структура и тема «Алкесты» Еврипида.
Н.П. Гринцер (РГГУ) Имя в структуре трагедии: «Орестея» и «Елена».
П. Брийе-Дюбуа (Лион (Франция)) Драматургическая структура и интертекстуальность: «Троянки» и «Агамемнон».
М.В. Шумилин (РГГУ) Как написать трагедию по-варварски? (Медея после Сенеки)
К.А. Головастиков (Москва) О четырехстопном ямбе Баратынского.
К.Ю. Тверьянович (Петербург) Метрика и ритмика сказок Чуковского.
А.М. Левашов (Петербург) Классификация ритмических форм шестииктного дольника.
С.Е. Ляпин (Петербург) Верлибр и авторская интенция.
Ю.Б. Орлицкий (Москва) Одическая строфа в современной русской поэзии.
А.С. Кулева (Москва) Краткие и усеченные прилагательные в рифменной позиции.
Г.В. Векшин (Москва) К порядку описания звуковой формы стиха и его автоматической обработки.
Д.К. Поливанова (Москва) Части речи и их грамматические характеристики в дактилических рифмах.
Б.В. Орехов (Уфа / Москва), Э.А. Салихова, Н.Н. Александрова Точность перевода: методика Гаспарова и психолингвистический эксперимент.
А.А. Россиус (РГГУ /  Институт философии РАН) Трагедия в структуре диалогов Платона.
Я.Л. Забудская (МГУ) Рецепция как элемент сюжетосложения Древней комедии.
С. Пирротта (Гёттинген (Германия) / Италия) Торжество веселья? Некоторые соображения относительно структуры и функции финальных сцен в комедиях Аристофана.
С. Хронопулос (Фрайбург (Германия) / Греция) Комические герои как элемент сюжета в комедиях Аристофана.
А.А. Новохатько (Фрайбург (Германия) / Россия) Драматическая функция натурфилософского дискурса в «Облаках» Аристофана
К. Орт (Фрайбург (Германия)) Остатки прологов во фрагментах древнеаттической комедии.
Д. Олсон (ун-т Миннесоты (США) / Фрайбург (Германия)) Кратинов Циклоп – и прочие
М.В. Акимова (Москва) Исследование Брика «Ритм и синтаксис»: попытка реконструкции.
Т.В. Скулачева (Москва) Синтаксис стихотворной строки (русский, английский, французский стих
А.В. Козьмин (Москва) Клишированные конструкции в песенных текстах на полинезийских языках.
Е.В. Казарцев (Петербург) Случайные ямбы в прозе Пастернака.
В.С. Полилова (Москва) Еще раз о семантике трехстопного амфибрахия: К. Бальмонт.
А.С. Белоусова (Москва) Эволюция пушкинского стихотворного повествования: попытка квантитативного описания.
М.С. Кудинов (Москва), А.С. Одинокова Использование морфологического анализатора и автоматического акцентуатора для анализа ритмической структуры прилагательных в зависимости от их морфологических характеристик
Б.В. Орехов (Уфа / Москва) Корпус переводов как инструмент лингвостиховедческого исследования (206 переводов «Слова о полку Игореве»
В.А. Мильчина (Москва) Из истории газетных мистификаций: раздел Франции, 1838.
Е.Э. Лямина (Москва) К интерпретации одного стихотворения из «Подражаний древним» Батюшкова.
А.С. Бодрова (Москва) Был ли Жуковский редактором «Собрания стихотворений, относящихся  к незабвенному 1812 году»?
И. Гаврилова (Москва) «Я рос. Меня, как Ганимеда…»: К интерпретации стихотворения из книги «Близнец в тучах» Б. Пастернака.
К.М. Поливанов (Москва) К характеристике поэзии Аркадия Гурьева.
М.А. Котова (Москва) Дело Пильняка и Замятина в документах «Кузницы».
А.С. Немзер (Москва) «Потаенная» лирика Д. Самойлова.
С.И. Кормилов (Москва) Метризованная проза Геннадия Айги 1960–1980-х.
Гаспаровские чтения – 2011

   14–16 апреля 2011

Гаспаровские чтения – 2011

Оргкомитет: Н.В. Брагинская, Н.П. Гринцер (председатель), К.М. Поливанов, Т.В. Скулачёва, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

Д. Сайдер (США) Певцы-моралисты у Гомера.
А.В. Лебедев (Москва) Гераклит и «старинная вражда» между философией и поэзией (Plato, Resp. 607B).
Е.Д. Матусова (Москва) Орфическая теогония vs философское богословие, Дервенийский папирус XIX 1-3.
К. Раафлауб (США) Политическая мысль и литературные приемы у ранних греческих историков.
Н.П. Гринцер (Москва) Софисты, Платон и греческая драма о языке, боге и любви.
Д. Бедекер (США) Субъективизм людей и богов в палинодии Еврипида.
Б.М. Никольский (Москва) Софистические антитезы и композиция «Ипполита» Еврипида
Г. Бетег (Венгрия) Сократ в «Облаках»: новый взгляд на старую загадку
В. Цуна (США) Мимесис и платоновский диалог.
И.А. Протопопова (Москва) Концепция «возвращения» и композиция диалогов Платона («Пир», «Федр», «Государство», «Софист»).
А.А. Россиус (Москва) Академия и Ликей о безумии философа и поэта.
Н.В. Брагинская (Москва) Единственная мениппея.
Б. Каячев (Великобритания) Идеальная биография римского поэта: от lusus poetici к studia philosophica.
М. Гарани (Греция) Возвращаясь к мифу о Тарпее у Проперция и Овидия.
М. Пинейро (Португалия) Лукианова сатира, или философия на продажу.
О.Л. Ахунова-Левинская (Москва) Философия как инструмент сюжетосложения (о платоническом ключе к роману Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»).
А.В. Прохоров (Москва) Ритмика и статистика.
А.М. Левашов (Санкт-Петербург) Длина междуударного интервала в стихе, прозе и пограничных текстах.
Е.В. Казарцев (Санкт-Петербург) Ода принцу Евгению Гюнтера как источник ритмики ранних ямбов Ломоносова.
К.А. Головастиков (Москва) Ритмические повторы в русском 4-стопном ямбе XVIII века..
К.М. Корчагин (Москва) Дольник и цезура: к постановке проблемы.
И.А. Пильщиков (Москва), А.С. Старостин ( Проблема автоматического распознавания метра: силлаботоника, дольник, тактовик.
В.С. Полилова (Москва) Проблемы эквиметрии и эквиритмии в переводах с испанского.
А.С. Кулева (Москва) Усеченные прилагательные: позиция в стихотворной строке.
С.Е. Ляпин (Санкт-Петербург) Анафорическое «и» в «Медном всаднике» А.С.Пушкина.
Ф.Н. Двинятин (Санкт-Петербург) Генитивные обороты в истории русского стиха.
Т.В. Скулачева (Москва) Синтаксическая организация стихотворной строки: русский, английский, французский стих.
Г.В. Векшин (Москва) К поэтике моносиллабов: Ломоносов и Крученых.
А.С. Белоусова (Москва) Синтаксическая структура лермонтовских строф.
М.В. Акимова (Москва) Строфические особенности сборника М. Кузмина «Осенние озера».
И.А. Пильщиков (Москва) Словарь языка Батюшкова: Проект
С.Е. Никитина (Москва) Трубный глас в русском религиозном фольклоре.
Т.Ф. Теперик (Москва) М.Л. Гаспаров – переводчик греческой трагедии: «Электра» Еврипида
В.А. Мильчина (Москва) Герцогиня д’Абрантес и маркиз де Кюстин: о происхождении одного эпизода «России в 1839 году»
А.С. Бодрова (Москва) «Духи высшие, не я»: еще раз к истории стихотворения Баратынского «Недоносок»
Ст. Гардзонио (Италия) Новонайденные поэтические сборники Анатолия Гейнцельмана (Неизвестный архив поэта)
Ю.А. Рыкунина (Москва) Набоков и Мережковский: о возможном полемическом подтексте «Приглашения на казнь»
К.М. Поливанов (Москва) О поэтическом цикле Цветаевой «Стихи к Пушкину»
О.А. Лекманов (Москва) Мандельштам в пародиях
Н.Н.Мазур (Москва) «Et Romae in Roma nil reperis media»: из комментария к «Риму» Мандельштама (1937).
Д.Г. Лахути (Москва) С.С. Аверинцев и М.Л. Гаспаров о стихах Мандельштама 1937 г.
И.Г. Венявкин (Москва) Драматургия террора: пьеса И. Сельвинского «Ван-Тигр»
Ю.Б. Орлицкий (Москва) Гаспаров и поэты-«формалисты» конца ХХ века (по неопубликованным материалам).
Гаспаровские чтения – 2010

   15–17 апреля 2010

Гаспаровские чтения – 2010

Оргкомитет: Н.В. Брагинская, Н.П. Гринцер (председатель), К.М. Поливанов, Т.В. Скулачёва, И.С. Смирнов, Е.П. Шумилова

Н.Н. Казанский (Санкт-Петербург) Взаимодействие героического эпоса с текстами хоровой лирики (Стесихор).
Д. Сайдер (Нью-Йорк, США) Дидактическая поэзия: термин и истоки.
А.В. Лебедев (Москва) Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв?
Е.Д. Матусова (Москва) Аллегорическое толкование священных текстов: история жанра и его становление.
Д. Бедекер (Провиденс (США)) Раннегреческие поэты и/как история.
И.Е. Суриков (Москва) Софокл – Геродот, историография и драма: взаимодействие некоторых видов древнегреческой словесности на стадии их становления.
Н.П. Гринцер (Москва) Аристотель и Филодем о жанрах и их границах.
Д.В. Трубочкин (Москва) О смешении жанров в античном театре.
А.А. Россиус (Москва) Как эллинистический ученый поэт превращает свой материал в поэзию (Арат и Никандр).
А. Вилли (Оксфорд (Великобритания)) Язык и жанровая традиции в «новой поэзии» Феокрита.
Т.Ф. Теперик (Москва) Драматическое в эпическом: Аполлоний Родосский.
И.А. Протопопова (Москва) «Иероглифика» как топика античных жанров.
Б. Грациози (Дарэм (Великобритания)) «Жизни» античных поэтов: взаимодействие жанров.
Н.В. Брагинская (Москва) «Жизнеописание Эзопа» как квест.
А.Ю. Виноградов (Москва) Галактион и Эпистима» и проблема агиографических жанров.
Полилова В.С. (Москва) Б. Ярхо и ОПОЯЗ.
Златоустова Л.В. (Москва) «Лесенка» Маяковского.
Плунгян В.А. (Москва) «Ночами едет сквозь зыбкий сон…»: к метрике стихотворения И.В. Чиннова.
Прохоров А.В. (Москва) Вертикальная связность в астрофическом стихе.
Головастиков К.А. (Москва, Санкт-Петербург), Ляпин С.Е. Кто, что и как у Пушкина и Баратынского.
Двинятин Ф.Н. (Санкт-Петербург) Симеон Полоцкий: библейский прототекст, силлабика, парная глагольная рифмовка.
Левашов А.М. (Санкт-Петербург, Санкт-Петербург), Ляпин С.Е. Тоника Иосифа Бродского.
Векшин Г.В. (Москва) Эквиритмия в звуковом повторе и прием акцентного сдвига.
Скулачева Т.В. (Москва,Самара), Буякова М.В. Ритмика прилагательных.
Кулева А.С. (Москва) Усеченные прилагательные в позиции рифмы: эволюция поэтического явления.
Тверьянович К.Ю. (Санкт-Петербург) Строфический ритм, синтаксис и тематическая композиция в 4-стопном ямбе начала ХХ в.
Матяш С.А. (Оренбург) Стихотворные переносы (enjambements) в лирике В.А. Жуковского
Акимова М.В. (Москва) Значение числа 3 в цикле М. Кузмина «Трое».
Никитина С.Е. (Москва) Стих о Никоне: семантическая структура.
Белоусова А.С. (Москва) Стихотворение Мандельштама «Если б меня наши враги взяли…»: метр и подтекст.
Козьмин А.В. (Москва) Квантитативные концовки в гавайском стихе.
Мильчина В.А. (Москва) Пушкин и Стендаль. Есть ли проблема?
Лямина Е.Э. (Москва) О некоторых элементах фабульного фона поэмы «Домик в Коломне»
Акимова М.В. (Москва) Комментарий к стихотворению Катенина «Мир поэта»: Катенин и  французский аллегорический роман.
Назарова Н.В. (Москва) О.И. Сенковский и С.С. Уваров: обстоятельства одного цензурного скандала 1833 г.
Киселева Л.Н. (Тарту) «Боже царя храни...» в зеркале пародии.
Гаспаров Б.М. (США) Влияние эстетики раннего романизма на развитие  повествовательной техники романа XIX века.
Мазур Н.Н. (Москва) Слово и музыка в стихотворении Тютчева «Поток сгустился и тускнеет...».
Немзер А.С. (Москва) Жанровые скрещения в поэзии А.К. Толстого: Баллада в лирике и лирика в балладе.
Котова М.А. (Москва), Лекманов О.А. ( Апраксинские пиджаки в «Египетской марке» О. Мандельштама
Венявкин И.Г. (Москва) Деспот действует, как ранней весной мороз: проза и дневники М. Пришвина 1937 эпохи Большого террора.
Поливанов К.М. (Москва) Из комментария к текстам Пастернака.
Гаспаровские чтения – 2009

   9–11 апреля 2009

Гаспаровские чтения – 2009

Оргкомитет: Н.В. Брагинская, Н.П. Гринцер (председатель), К.М. Поливанов, Т.В. Скулачёва, Е.П. Шумилова

А.А. Россиус Наставление императору как популярная античность.
Д.О. Торшилов Дидактический эпос Гесиода как легкая поэзия: история одного традиционного представления.
А.В. Марков Грамматик-собиратель: портрет Феодора Газы.
А.В. Подосинов Antiquitas popularis: античность и 'мы' в начале XXI века.
Ю.А. Шичалин Тема уточняется.
Т.Ф. Теперик Поэтика античных войн в кинематографическом дискурсе.
Д.В. Трубочкин Занимательная Греция: Европейский театр в поисках античной трагедии.
А.С. Ванюков Популяризация философии: псевдо-филолософ в  Жизнеописании Эзопа.
Н.П. Гринцер Когда бы не «Елена», что «Троя» вам... (о двух кинематографических версиях «Илиады»)
Л.В. Златоустова Количественные характеристики просодических моделей в стихе и прозе.
А.С. Кулева Статистическое исследование усеченных прилагательных в поэзии ХХ века.
Т.В. Скулачева Синтаксическая организация стихотворной строки и прозаической синтагмы.
К.А. Головастиков О компенсаторном механизме в стихосложении: ритм и синтаксис гексаметров Жуковского.
С.Е. Ляпин Стихотворная речь: недосказанность как принцип организации.
С.Е. Никитина О разновидностях поздних духовных стихов.
Н.В. Перцов, А.С. Старостин О компьютерном стиховедении.
М.А. Красноперова, Е.В. Казарцев Теория реконструктивного моделирования в сравнительных исследованиях разноязычного стиха.
Ю.Б. Орлицкий К вопросу о соотношении систем русского стиха.
А.В. Прохоров Акцентные особенности поэзии Жуковского.
М.В. Акимова Семантика рифмы  и минус-прием в цикле Цветаевой «Двое».
В.С. Белоусова Б.И. Ярхо об испанском эпическом стихе.
С.И. Кормилов Метризованная проза А.А. Кондратьева.
В.А. Мильчина Об Гюго, тьфу, об Бальзака»: О литературных предпочтениях А.С. Пушкина.
Е.Э.  Лямина Еще об  источниках пушкинского отрывка «Гости съезжались на дачу...».
Н.Н. Мазур «Найди д’Аламбера»: подтексты русских литературных полемик первой трети XIX века.
А.С. Бодрова «Наш приятель Пушкин Лёв...»: к истории одного куплетного мотива.
А.Л. Зорин Еще об отношениях Л.Я. Гинзбург и Б.М. Эйхенбаума (Неопубликованный очерк Л.Я. Гинзбург «Интеллектуальные эгоисты, переставшие думать»).
А.С. Немзер Поздние баллады А.К. Толстого.
О.А. Лекманов 15 помет Александра Тинякова на книге Зинаиды Гиппиус «Последние стихи» (1918) (К построению читательской истории литературы).
Е.Е. Земскова Классовый подход к художественному переводу в конце 1920-х - начале 1930-х  годов.
Г.М. Кружков «Снежный человек» Уоллеса Стивенса.
О.М. Смолицкая Перевод как интерпретация древнего текста. «Песнь о Роланде» в переводах Сергея Боброва и Бориса Ярхо.
И.Г. Венявкин Скульптура на сцене: один эпизод театральной полемики 1931-1932 гг.
С. Витт (Швеция) Эпистемология поэтики: несколько наблюдений над «Охранной грамотой» Бориса Пастернака.
К.М. Поливанов О поэтической «глухоте» в «Определении поэзии» Бориса Пастернака.
А.К. Поливанов Новые материалы к истории Нобелевской премии Бориса Пастернака.
Гаспаровские чтения – 2008

   10–12 апреля 2008

Гаспаровские чтения – 2008

Оргкомитет: Н.С. Автономова, Н.П. Гринцер, К.М. Поливанов, Т.В. Скулачева, Е.П. Шумилова

Н.Н. Казанский (Санкт-Петербург) Билингвизм в Древнем Риме
Д.О. Торшилов «О богах» Корнута: композиция трактата и цели аллегорического и этимологического анализа
Н.В. Брагинская Греческий и римский роман: некоторые параллели
О.Л. Левинская Лукиан и Апулей во взаимном отражении
Т.Ф. Теперик Поэтика сновидений: греческий и римский эпос
М.Г. Финкельберг (Израиль) «Гектор, скажи Ахиллу, что мирмидонцы погибли...»: положительное и отрицательное восприятие Гомера в Риме
Н.П. Гринцер Стать Ахиллом, оставшись Энеем. Имя героя в финале «Энеиды»
Б.А. Каячев Гомеровская лексика в поэзии Вергилия
Е.В. Матерова Троянский сюжет в «античных» поэмах вагантов
Л.В. Златоустова Стихи в пении
К.А. Головастиков Нарушение цезуры как прием
Ю.Б. Орлицкий Об одной ритмической новации И. Бродского (белый акцентный стих в русской поэзии конца XX века)
С.И. Кормилов В чем был не прав М.И. Шапир, критикуя теоретические постулаты М.Л. Гаспарова-стиховеда
А.С. Белоусова К истории русской ироикомической октавы: Домик в Свердловске
Л.Л. Шестакова, А.С. Кулева Усеченные прилагательные в русском стихе рубежа XVIII–XIX веков
И.А. Пильщиков Проблемы автоматизации базовых процедур ритмико-синтаксического анализа в силлабо-тонических текстах
М.В. Буякова Один из лингвистических механизмов поддержания равновесности и сопоставимости стихотворных строк
Т.В. Скулачева, Е.А.Тихонова Распределение более и менее информативных слов в стихотворной строке и прозаической синтагме
Н.В. Перцов О феномене демифологизации классиков в современной культуре (в связи с «детской резвостью двух профессоров»)
С.Е. Ляпин (Санкт-Петербург) «Евгений Онегин»: поэтический роман или романтическая поэма
М.В. Акимова К интерпретации хлебниковского стихотворения «И если в “Харьковские птицы”…»
С.Е. Никитина Калики и убогие: к проблеме смешения жанров
Н.С. Автономова Из личного в публичное: время – пространство – архив
С.И. Гиндин М.Л. Гаспаров и теория комментария
М.Л. Андреев Новые переводы «Божественной Комедии» в свете одной идеи М.Л. Гаспарова
И.Г. Матюшина Пространство и время в англосаксонской поэзии
К.Ю. Рогов К поэтике раннего Ломоносова
Л.О. Зайонц «Ифигения в Тавриде»: Версия Семёна Боброва
Л.В. Карасев А.С. Пушкин. «Выстрел». Об одном из возможных литературных источников
Гаспаровские чтения – 2007

   12–14 апреля 2007

Гаспаровские чтения – 2007

Оргкомитет: Н.С. Автономова, Н.В. Брагинская, А.Л. Осповат, К.М. Поливанов, Т.В. Скулачёва, Е.П. Шумилова

А.Л. Осповат Открытие
Н.В. Брагинская Вступительное слово
Н.Н. Казанский К реконструкции греческой поэзии микенского периода.
А.В. Лебедев Обманутый Гомер и мировая загадка: гераклитовская притча о знании.
Д.О. Торшилов История Керамба у Антонина Либерала: возможности интерпретации.
Н.П. Гринцер Девственность – участь Электры? Имя героини в структуре греческой трагедии
Н.В. Брагинская «Иосиф и Асенет» и «Херей и Каллироя».
Б.В. Дубин Перевод и эксперимент. К развитию опыта М.Л. Гаспарова.
А.Е. Кузнецов Рифма в классической латинской поэзии.
Т.Ф. Теперик А.С.Пушкин: перевод как форма рецепции (на материале оды Горация II,7).
Ю.А. Шичалин Размером подлинника.
А.В. Ахутин «Омонимия» в переводе античных философских понятий.
А.В. Подосинов Опыт семинара по переводу «Энеиды» Вергилия  (Песнь I).
А.В. Прохоров Стиховедческие заметки.
И.А. Пильщиков, Н.В. Перцов О стиховедческой концепции М.И. Шапира.
Т.В. Скулачёва Стих и проза.
М.В. Буякова Сочинительные и подчинительные связи в стихе и прозе.
С.Е. Никитина «Не спасет тебя злато-серебро…» (семантическое поле богатства в духовном стихе).
В.А. Плунгян, Д.В. Сичинава Корпус поэтических текстов – инструмент и продукт исследования.
М.В. Акимова К уточнению метрических параметров стиха «Божественной комедии».
Ю.Б. Орлицкий Дериваты гексаметра в современной русской поэзии.
Ф.В. Дзядко К истории литературных отношений Мерзлякова и Гнедича.
Н.Н. Мазур Пушкин в виде графа Хвостова: смысл одного автопортрета.
А.Л. Осповат Из пушкинского комментария.
Р.Г. Лейбов Семантика строфических форм с нарушением правила альтернанса у Тютчева.
В.А. Мильчина Неизданное письмо Шатобриана к Николаю І: политический контекст.
О.А. Лекманов «Ночью по Ильинке ходят анекдоты...» (Об одном нетривиальном источнике «Четвертой прозы» О. Мандельштама).
Т.И. Смолярова Юродство пород: об одном мотиве «Восьмистиший» Мандельштама.
А.Ю. Сергеева-Клятис Категория пространства у Пастернака.
К.М. Поливанов Строфика у Пастернака
Б.А. Успенский К интерпретации поэзии Хлебникова.
Е.Л. Куранда «Никогда не дадут руки…» (Несколько штрихов к портрету В.А. Чудовского).
С. Гардзонио Одесские поэты начала ХХ века.
А.С. Немзер Автопародия как литературное credo: «Собачий вальс» Давида Самойлова