Античность – Средневековье – Ренессанс. Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой

9–11 марта 2022

Всероссийская научная конференция с международным участиемДевятые Даниловские чтения

Античность – Средневековье – Ренессанс. Памятник в контексте эпохи. К столетию И.Е. Даниловой

Оргкомитет: О.Е. Этингоф, Е.А. Савостина, С.Д. Серебряный, Н.Ю. Костенко, Е.Е. Жигарина

Программа

Мероприятие пройдёт в Zoom Регистрация на таймпаде: https://ivgi-rggu.timepad.ru/event/1938132/
Ссылка на трансляцию будет выслана на email, указанный при регистрации, за час до мероприятия.

9 марта, среда

10:00–14:00 Дневное заседание Ведет Е.А. Савостина
С.Д. Серебряный (ИВГИ РГГУ), О.Б. Малинковская (ГМИИ им. А.С. Пушкина) Из воспоминаний о И.Е. Даниловой
М.Н. Ненахова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) О семантике клазоменских саркофагов-ванн периода архаики аннотация
А.Е. Хозикова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) Дельфийская метопа с конем и всадником: мотив укрощения, его истоки и значение в искусстве классической Греции аннотация
Д.А. Калиничев (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина) Южноиталийские терракоты в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина: проблемы реставрации и атрибуции аннотация

12:35–12:45 Обсуждение докладов

Т.П. Кишбали (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) «Игра природы»: раковина как пластический мотив в античном искусстве аннотация
А.А. Корзун (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) Сцена купания младенца Диониса в декорации театров Малой Азии: истоки иконографии и римский контекст аннотация
В.С. Сусленков (Москва, ПСТГУ) Мозаики виллы Амазонок из Халеплыбахче (Шанлыурфа, Турция): новооткрытый ансамбль VI в. с языческими сюжетами аннотация


15:00–17:30 Вечернее заседание Ведет Н.А. Налимова
Тугушева О.В. (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина) Мастерская мастера Йены. Новые материалы аннотация
Н.А. Налимова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) Тема границ и мотив героона в эллинистической погребальной живописи Македонии и Боспора аннотация
Т.В. Егорова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова), Т.А. Ильина (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), С.М. Ильяшенко (Москва, ИА РАН) Об одном уникальном сосуде из раскопок усадьбы «Воскресенское 2» аннотация
Е.В. Фокеева (Москва, ИА РАН) Терракотовые гермы из мастерских Горгиппии аннотация

16:35–16:45 Обсуждение докладов

Е.А. Савостина (Москва, МГАХИ им. В.И. Сурикова) «Поверил я алгеброй гармонию…» об одном удивительном изделии греческих мастеров: шедевр? аннотация
В.А. Хршановский (СПб., ИА РАН) Боспорский город Китей в эпоху великого переселения народов (по материалам археологических раскопок 1992-2021 гг.) аннотация

10 марта, четверг

11:00–14:00 Дневное заседание Ведет В.В. Игошев
В.З. Куватова (Москва, ИВ РАН) Орнаментальный декор раннехристианского мавзолея «капелла Исхода»: функции, коннотации, примерная датировка аннотация
Е. Ю. Ендольцева (Москва, ИВ РАН) Орнаменты-розетки в христианском искусстве на Кавказе (архитектурная пластика) в эпоху Средневековья: истоки и значение мотива аннотация
Н. Хелу (Бейрут, Ливанский университет) Раннехристианская мозаика церкви Св. Христофора из Кабр Хирам (Ливан – Париж, Лувр). Вопросы стиля аннотация

12:10–12:20 Обсуждение докладов

М.А. Лидова (Новосибирск, РАН) Росписи времени Адриана I (772-795) в церкви Санта Мария Антиква в Риме аннотация
А.В. Захарова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГИИ) Фрески первого слоя в церкви Св. Стефана в Касторье и их место в византийской монументальной живописи Македонского периода аннотация
И.А. Алексеев (Москва, Музеи Московского Кремля, РАЖВиЗ) Роспись апсиды капеллы над южным алтарем Охридской Софии. Вопросы датировки аннотация
М.И. Яковлева (Москва, ЦМиАР) Росписи первой трети XIII в. в старой митрополии в Верии: состав, художественные особенности, происхождение мастеров аннотация


15:00–18:15 Вечернее заседание Ведет О.Е. Этингоф
Э.С. Смирнова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГИИ) О книге И.Е. Даниловой о фресках Ферапонтова монастыря
О.Е. Этингоф (ИВГИ РГГУ, НИИ РАХ) Вновь о росписях церкви Св. Георгия в старой Ладоге аннотация
И.А. Шалина (СПб., ГРМ) Икона Богоматери Умиления из Белозерска в контексте русской живописи второй четверти XIII в. аннотация
Л.М. Евсеева (Москва, МРИ) Икона «Богоматерь Умиление» XIII в. из Белоозеро как памятник ростовской художественной культуры аннотация
И.А. Стерлигова (Москва, ГИИ) Драгоценности Старорязанского клада 1822 г. в западноевропейском контексте аннотация
А.А. Слапиня (Москва, МРИ) Плеть с Владычного двора Новгорода: попытка интерпретации аннотация

17:20–17:30 Обсуждение докладов

В.В. Игошев (Москва, ГосНИИР) Серебряные раки для мощей Святой Екатерины Александрийской и Святой княгини Анны Кашинской: к вопросу о типологии и технике изготовления древнерусских драгоценных саркофагов с горельефными образами на крышке аннотация
Е.В. Лаврентьева (Москва, ГосНИИР), И.Ф. Кадикова (Москва, ГосНИИР) Невьянские иконы второй половины XVIII в. предварительные заметки о крупнейших коллекциях, выдающихся памятниках и их технико-технологических особенностях аннотация

11 марта, пятница

11:00–14:00 Дневное заседание Ведет С.Д. Серебряный
К.Л. Лукичева (Москва, НИИ РАХ) К вопросу о дискуссии по поводу романской скульптуры Бургундии аннотация
М.А. Рогов (Москва, РАНХиГС, СПбГАИЖСА им. И. Репина) Цикл «Зерцало человеческого спасения» в монументальной живописи восточной Пруссии аннотация
Е.В. Зотова (Москва, РГБ) Мастерицы книжного искусства (по материалам позднесредневековых немецких рукописей из собрания РГБ) аннотация

12:10–12:20 Обсуждение докладов

П.А. Алешин (Москва, Музеи Московского Кремля) Ut pictura posis: образ творчества Симоне Мартини в поэме Марио Луци «Земное и небесное странствие Симоне мартини» аннотация
А.В. Пожидаева (Москва, ВШЭ) Образ Гериона в иллюстрациях к «Божественной комедии» в итальянских рукописях XIV – XV вв.: иконографические истоки и трансформации аннотация
М.А. Лопухова (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) «Аллегория музыки» Филиппино Липпи из картинной галереи в Берлине: к генеалогии образа аннотация
Е.И. Тараканова (Москва, НИИ РАХ) Декорация сакристии Сан Марко в базилике Санта Каза в Лорето: структура, архитектурные аналогии, особенности восприятия зрителем аннотация


15:00–17:15 Вечернее заседание Ведет К.Л. Лукичева
О.С. Смаголь (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) Зооморфный и антропоморфный монументальный скульптурный декор палаццо Эмилии-Романьи в XV в. (на примере дворца Подеста в Болонье) аннотация
Р.Р. Холев (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГТГ) «Три гиганта» на площади Синьории: республиканские и монархические символы на службе у герцога Козимо I Медичи аннотация

15:45–16:05 Обсуждение докладов

С.С. Ванеян (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИИ РАХ, ГИИ) Иконология – техника монтажа? Уильям Хекшер и «Генезис иконологии» (1964) аннотация
О.А. Назарова (Москва, НИУ ВШЭ), Р.Р. Гайнуллина (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) Доменико Пулиго, Барбара Салютати и «Портрет в образе» в Италии начала XVI в.: case study аннотация
Ю.Ю. Карпенкова (Москва, НИУ ВШЭ), О.А. Назарова (Москва, НИУ ВШЭ) К вопросу о новом аллегорическом прочтении картины Джованни Кариани «Искушение» аннотация