Конечно, это легенда. С самого своего возникновения ИВГИ не испытывал недостатка в помещениях, занимая пять комнат (из которых одна – довольно большая, для заседаний); правда, поначалу они были разбросаны по разным корпусам и этажам РГГУ. В 1995 г. Институт переселился в свои нынешние рабочие кабинеты (тоже вполне достаточные), и 18 мая 1998 г. именно здесь мы принимали Умберто Эко, инициатором приглашения которого в ИВГИ был Михаил Леонидович Андреев.

Легенду могли породить два обстоятельства.

Первое имело отношение не к Эко, а к поездке в Берлинский технический университет сотрудника ИВГИ Михаила Реутина (1994 г.). Он вручил профессору Роланду Познеру свой презентационный доклад, который был напечатан на нашей латинской машинке и произвел сильное впечатление на немецкого коллегу. «Я предполагал, – сказал он, – что у вас неважно с оргтехникой, но не представлял себе, что до такой степени… Давайте, мы подарим вам компьютер». (И ведь подарили).

Второе: Елена Александровна Костюкович очень беспокоилась, чтобы гостю точно вовремя (кажется, в полдень) подали чашку горячего кофе. Она настаивала на том, что это крайне важно; правда я не помню, чтобы было какое-нибудь напряжение с чайником. Чайником мы располагали – принесенным кем-то из дома и очень шумным, но функцию свою исправно выполнявшим.
 
Умберто Эко в РГГУ3 (93 Кб)

На просьбу дать нам для этой встречи Центральную аудиторию, самую большую и презентабельную, кто-то из университетской администрации засомневался: «Да зачем? Кем вы ее заполните? Студентами, что ли?». Убедили, что «заполним».
 
Умберто Эко в РГГУ1 (138 Кб)
 
Умберто Эко в РГГУ2 (152 Кб)

Получилось чрезвычайно эффектно. Триумфальный проход по нашим коридорам гостя, в котором как-то картинно сочеталась величественность со стремительностью. Беседа в кабинете у Елеазара Моисеевича Мелетинского за семиотически значимой чашкой кофе. Все это – в сопровождении телекамер. И битком набитый зал. И лекция «Автор и его интерпретаторы».


А вот самой лекции я, в отличие от Галины Леонидовны, совсем не запомнил. Конечно, я хорошо представлял себе ее содержание, но, по отрывочным впечатлениям, она была блестящей и в исполнении. Я же так устал от выстраивания сценария русского гостеприимства (с учетом итальянских вкусов), что, сидя в зале, не столько следил за словами знаменитого гостя, сколько напряженно соображал, все ли правильно сделано и что еще осталось сделать…
 
Умберто Эко в РГГУ4 (95 Кб)


Автор фотографий – Т.А. Асламазян, изготовивший их с помощью только-только появившейся у нас цифровой камеры, еще довольно примитивной; отсюда и их качество.


С.Ю.Неклюдов