В художественной практике Средних веков, основанной на каноне, значительная роль отводилась работе мастеров с образцами, повторение которых служило гарантией верности первообразу. Известно сравнительно много книг рисованных образцов или моделей или серий отдельных листов, созданных в Западной Европе. Р. Шеллер насчитывает шестнадцать средневековых западных книг и серий до 1300 г. Самые известные из них Вёльфенбюттельские листы и Верчелльский свиток. До нас дошло также огромное количество подобных греческих и русских рисованных образцов поствизантийского времени. Известно несколько Ерминий или словесных наставлений для художников поствизантийского периода, самая знаменитая из них Ерминия Дионисия Фурноаграфиота.
По поводу наличия рисованных образцов и традиции их использования в художественной практике Византии и Древней Руси византийского времени в научной литературе издавна ведется дискуссия. Преобладала точка зрения о том, что византийских книг образцов не сохранилось, и в художественной практике их могли совсем не применять, а мастера в качестве моделей использовали сами произведения искусства, главным образом, миниатюры иллюстрированных рукописей, иконы-таблетки и проч. Такой точки зрения придерживались Э. Китцингер, К. Вайцман, Т. Вельманс, Р. Кормак и другие исследователи.
Сообщения средневековых письменных источников о византийской практике работы с образцами довольно скудны. Самое интересное из них сообщение Киево-Печерского Патерика 1222-1226 гг. о «книгах» и «свитах», привезенных в 1083 г. константинопольскими художниками в Киев, которые сохранялись «на полатах» монастыря и после их кончины. Есть все основания полагать, что речь в Патерике идет именно о книгах образцов и свитках с крупными рисунками, которые использовались греками при украшении монастырской Успенской церкви, а также и впоследствии после смерти греческих художников. Они хранились в обители вплоть до XVII в.
В Оксфорде в библиотеке Колледжа Магдалины хранится греческая рукопись первой половины XI в., содержащая вторую часть Гомилий (31-67) Иоанна Златоуста на Книгу Бытия, MS. Gr. 3, с рисунками на полях, выполненными тремя художниками в основном в конце XII – начале XIII вв. Маргинальные рисунки не связаны с текстом манускрипта. И. Хуттер пришла к выводу, что 145 изображений на сюжеты Нового и Ветхого Завета (сохранилось 112) использовались на Кипре в качестве образцов для художников монументалистов и иконописцев, а вся рукопись представляет собой редкий пример византийской книги образцов, которая служила руководством для трех поколений мастеров. К точке зрения И. Хуттер присоединились и другие исследователи: М. Кастинейрас, М. Сосовер и другие.
Есть и некоторые другие новые данные о византийской практике работы с образцами.